2000 лет Кале
Каменная летопись Балта Тиймэз
Древний город на белой скале,
Наша гордость и радость, и боль – Джуфт Кале.
На исторической территории крымских караимов, в междуречье Альмы и Качи на нагорье Кырк Йера (округи кырков) находится «священная колыбель» - крепость Кале (Джуфт Кале), а рядом – родовое кладбище-святилище Балта Тиймэз (топор не тронет). Эти древнейшие памятники тюркской культуры не имеют в Европе аналогов по возрасту и масштабности.
Балта Тиймэз – своеобразная каменная летопись. На 30-ти гектарах сосредоточено до 10 тысяч надгробий. Они ориентированы с севера на юг. Многие со временем просели и находятся в земле. На поверхности фиксируется около 7 тысяч. Преобладают памятники типа эгер таш – седло камень и эвчик таш – домик камень. Тех и других примерно поровну. Реже встречаются ялпак таш (плоский камень), софра таш (стол камень) и другие формы. Особую категорию составляют безмогильные памятники, называемые йолджы таш – камень путнику, или тикмэ таш – прямой (вертикальный) камень.
Каменная летопись содержит богатейшую информацию по истории и этно-культуре караев, но пока прочитана лишь частично.
Известный карайский ученый – богослов, учитель и археолог А Фиркович (1786-1874) проводил исследования в святыне с 1839 года и до конца жизни.
Результаты многолетнего труда А.Фиркович изложил в книге «Авнэ Зиккарон» (Вильно, 1874), в переводе – камни памяти. Работа содержит богатый фактический материал, но издана малым тиражом на священном языке Ветхого Завета Библии и не вошла в широкий научный оборот. В книге описаны более 700 памятников караев из разных мест Крыма (Мангуп, Кафа, Евпатория…), в т.ч. 564 с Балта Тиймэз с датами от 6 до 1842 гг. н.э.
Кратко остановимся на некоторых данных, предоставляемых страницами каменной летописи.
Датировка. Распределение памятников Балта Тиймэз по возрасту в современном исчислении дано ниже, в % (учтено 562 надгробия):
век
|
1-5
|
6-10
|
11-12
|
13-16
|
17
|
18
|
сумма
|
%
|
5
|
19
|
28
|
10
|
15
|
23
|
100
|
Датировку ряда памятников подтвердили еще в XIX веке Б.Штерн и Д.Хвольфсон. Они самостоятельно обнаружили и другие древние памятники.
Любопытно, что в разные периоды в Крыму применялись различные системы летоисчисления. На памятниках Балта Тиймэз имеется датировка от сотворения мира, летоисчисление восточных караимов и др. Ю.Кокизов посвятил этому вопросу публикацию с пространным названием «Сорок четыре надгробных памятника из Крыма с караимского кладбища… с особенным древним летоисчислением и календарем, служащими доказательством о подлинности находящихся на этом кладбище древних памятников» (С.Петербург, 1910).
Антропонимы. На памятниках зафиксировано их более тысячи. Характерны национальные имена: мужские – Аппак, 1028 год; Бабай, 1046; Бабакай, 1090; Баба-шах, 1042; Бахши, 262; Парлак, 180; Темирза, 1088; Тохтамыш, 262; Улу Ата, 273; Чабак, 1072; женские – Айтолу, 825; Бикече, 635; Бийана, 845; Гулеф, 197; Мэнэвэш, 653; Севрегелин, 670; Султан, 975; Тохтар, 898; Шаху, 704; Эмчи, 726. Преобладающие имена персонажей Ветхого Завета (религиозные): Иосиф, Юсуф, с 237; Исаак, Исхак, с 183 г.; Моисей, Моше, Мошака, Муса, с 1 века; Авраам, Ибрагим, с.528 г. Из их числа имена Иосиф, Исаак, Моисей известны у хазарских каганов.
При сравнении с упомянутыми выше национальными и религиозными именами наиболее часто совпадают антропонимы крымских татар, казахов, башкир, карачаево-балкарцев, алтайцев, кумыков.
В числе редких древних тюркских имен – Ильдуган – охотник с соколом на руке. Имя Буки на памятнике, датированном шестым годом нашей эры, созвучно древнетюркским именам Букин, Бука и слову Бугу – олень.
Не найдены соответствия антропонимам Ботук, Йаманды, Культе, Улу-Ата, Фулу, Ферик, Ватат и другим.
Из этноантропонимов назовем Кумуклы, Алани, Кырксой.
Типичные прозвища: обиженный, язычок, борода, решето.
По Ю.Кокизову, не удивительно наличие тюркских имен на древнейших памятниках Крыма, т.к. «За много веков до Р.Х. и в первых шести веках по Р.Х. в Крыму уже жили разные тюркоязычные племена, как: скифы, гунны, аланы, после их – хазары, половцы, куманы и пр.».
Места проживания: Галич, Варна, Кафа, Керчь, Мангуп, Озенбаш, Темрюк, Фулы, Хорлы, Чабак…
Эпидемии чумы в Крыму: 280, 840, 936, 1626, 1636, 1664, 1669, 1673, 1730, 1755 годы…
Уже приведенные краткие сведения свидетельствуют о значимости каменной летописи Балта Тиймэз.
Кысмэт болса, удастся прочесть и другие ее страницы, важные для дальнейшего познания истории и культуры тюркского мира.
(Бизым йол. «Къырым» ве «Къырымкъарайлар». Наш путь. «Крым» и «Крымские караимы». – Симферополь: Доля, 2008.)