Древние обряды и обычаи караев
Оберег ребенка
Известен древний обычай, призванный уберечь ребенка с самого рождения от болезней, злых духов и прочих напастей. Он кратко описан в шестом томе (часть II) Караимской народной энциклопедии (2007) со слов старейшин: «В прошлом мать сохраняла высушенную пуповину и прядь волос ребенка, зашивала их в небольшой кожаный или матерчатый мешочек и постоянно носила при себе, «считая, что это предохранит ребенка от неприятностей». Обычай сохранился до начала ХХ века. С конца XIX столетия волосы нередко носили и в медальоне. Обычай был записан со слов Симы Михайловны Мангуби (1888-1992) и Лидии Александровны Ефетовой-Габай (1921-1998) из Симферополя и от феодосийки Александры Давидовны Штойко (1925-2005) и опубликован впервые, очевидно, в работе «Обряды и обычаи крымских караимов – тюрков: женитьба, рождение ребенка, похороны» (Бахчисарай, 1994). В изложении старейшин обычай отличался лишь в деталях. Так, по А.Д.Штойко, вместе с пуповиной зашивали и синюю бусинку. Л.А.Габ рассказывала, что подобную бусинку для предохранения от сглаза, зашивали в одежду ребенка.
Указанный обычай характерен не только для крымских караимов, он известен и у крымских татар, турок и других тюркских народов.
Алтайский поэт Б.Укачин документировано и образно описал этот обычай. Приводим в сокращении его стихотворение «Материнский подарок».
… Треугольник из твердой кожи –
По-алтайски зовут: байры.
Весь расшитый, с игрушкой схожий,
Он придуман не для игры.
Лет прошло с той поры немало:
Я родился и в должный срок
Пуповина моя отпала
В некий зимний, вьюжный денек.
Мама в кожу ее зашила
И при ней, обычай храня,
Все, что надобно, положила –
От напастей беречь меня.
Далее узнаем, что же именно клали еще: крупицу красной меди, которую «боится самый хитрый алтайский черт; иголочку можжевельника, т.к. им окуривают юрту; порох, как благопожелание будущему охотнику; зерно ячменя, чтобы охраняло от голода.
Стихотворение заканчивается словами:
Суевериям нет возврата,
Нет возврата былым годам,
Но храню тот подарок свято,-
Сыновьям его передам. (Из публикации 1987 г.)
У ряда тюркских народов существовал и обычай захоронения оберега вместе с малышом. Пуповина должна была охранять ребенка и в потустороннем мире.
К сожалению сохранились лишь фрагментарные сведения о многих древних обрядах и обычаях.
Будем признательны читателям за дополнительную информацию, проливающую свет на историю и культуру наших предков.
(Газета "Къырымкъарайлар")