Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

Имена и фамилии караимов Крыма как показатели

 

 

 

 

 

 

Имена и фамилии  караимов Крыма как показатели

их этнической принадлежности

 

Проблемой караимской антропонимики занимались известные ученые А. Самойлович, А. Полканов, С. Шапшал и др. Но их труды малоизвестны широкой аудитории.

Имена и фамилии очень важны в этнологическом изучении народа. В особенности это относится к именам, которые зачастую переживают и государственность народа, и его религию. Русские имена отражают последовательные стадии истории культуры русского народа. В православном русском календаре мы находим древнебиблейские имена (Моисей, Исаак, Иаков, Симеон, Ева, Эсфирь и др.), имена греческие христианского периода (Константин, Елена, Георгий и др.), греческие имена до христианского периода (Фаина, Виктор, Ариадна, Николай и др.) и, наконец, чисто славянские языческие (Игорь, Олег, Святослав, Ольга и др.).

Фамилии, как явление более позднее, имеют вместе с тем значительный интерес и в языковом отношении в смысле исторических корней языка, и в изучении занятий, т.к. часто  сводятся к профессиональным кличкам.


Караимская традиция придает  большое значение выбору имени ребенка, так как считается, что сам человек и его имя составляют одно неразрывное целое.

Имена и фамилии представляют значительный интерес, свидетельствуя и об этнической принадлежности караимов. С. Вайсенбег, А. Дубинский, Ю. Кокизов, А. Самойлович разделяют по происхождению караимские имена на тюркские, арабо-персидские, библейские и христианские.


 Изучение надписей на караимских надгробиях (О. Бабаликашвили,    Ю. Кокизов, А. Полканов, А.Спицын, В. Филоненко и Д. Хвольсон), караимской литературы и бытующих ныне имен показывает, что соотношение этих категорий в историческом процессе не постоянно и не одинаково в отношении мужских и женских имен.

 Исследования А. Дубинского, А. Самойловича, Н. Шатиновой свидетельствуют, что тюркские и арабо-персидские мужские имена бытуют у крымских караимов преимущественно в средние века и ближе к нашему времени уступают все больше места библейским и, наконец, христианским именам.

По С. Вайсенбергу, христианская форма в настоящее время преобладает среди мужских имен. Это связано, со специальным разрешением носить христианские имена, данным караимам с 1906 г. Департаментом иностранных исповеданий.


Среди женских имен с древнейших времен и до наших дней преобладают имена тюркские. В новое время они начинают заменяться именами христианскими, а библейские встречаются лишь изредка.

Значение ряда собственных имен караимов объяснить трудно. Часть их унаследована от народов-соседей. Со временем часть имен перестала употребляться, другие сохранились в измененной форме.

По данным А. Полканова, родители старались, чтобы у ребенка было красивое и благозвучное имя, предрекающее здоровье, счастье, благополучие, любовь близких. Характерны женские караимские имена: Айтолу – красивая, полная луна, Арзу – желанная, Назлы – нежная, изящная и т.д.

  Большая часть  фамилий и имен появляется в VIII-IX веков до н.э. Караимские имена и фамилии частью собраны А. Полкановым, частью заимствованы из других работ.


Подавляющее количество тюркско-арабских женских имен объясняется с одной стороны - большой по сравнению с мужчинами консервативностью женской караимской среды, с другой – зависимым положением караимской женщины по сравнению с мужчиной. Именно женская караимская среда была хранительницей народных традиций, обычаев и фольклора. Недаром А. Фиркович, как отмечает в своем исследовании А. Полканов, подметил, что именно у караимских женщин предписания народной морали, выраженные в фольклоре, имеют даже большее значение, чем требования религии. Выработанная веками приверженность установленным формам жизни и традициям заставляла женщин цепко держаться старинных национальных имен, бытовавших еще до знакомства караимов с мозаизмом.

Приверженность караимских женщин своим племенным именам находила посильную поддержку у мужчин. Караимская женщина занимала подчиненное положение в религиозной сфере, исключалась из активного участия в религиозном культе и не допускалась в храм до замужества и находилась в кенаса в специальном отделении с отдельным входом.


Религию в известной степени женщинам заменяли предписания народной морали, выраженной в фольклоре. После принятия религии Ветхого Завета взамен старой племенной религии главы семей начинали именовать сыновей священными библейскими именами патриархов и пророков, мало заботясь о сообщении библейских же имен своим дочерям. Пример этому находим в приписке на полях Судакского Синаксаря, где упомянута «дочь Аарона из хазаров», 718 год. Приняв новую веру, хазарин принял и библейское имя, но дочери дал старое языческое. В другой приписке упоминается хазарский вельможа «Рабби Ноа, сын Букина».


Как считает А. Полканов, если среди мужчин старые родовые имена цепко держались весьма долго, будучи лишь очень медленно вытесняемы сначала библейскими, а затем и христианскими, то родовые тюркские имена женщин дошли до наших дней и лишь в новейшее время начали вытесняться христианскими.


Следует обратить внимание и на наличие у крымских караимов тюркских имен, незнакомых крымским татарам, или встречающихся у них крайне редко.


Интересно, что среди находимых в Крыму надгробий ( Ю. Кокизов) с надписями на древнебиблейском языке довольно часто встречаются (III в. н.э.), чисто тюркские имена, которые принадлежали, несомненно, местным тюркам, принявшим библейскую религию. Это подтверждает распространенное среди многих русских и иностранных ученых еще в конце XIX в. убеждение в том, что Крым и причерноморские степи уже в первые века нашей эры и ранее были населены тюркскими племенами.


Возникает вопрос, могли ли местные тюрки, приняв библейскую религию, сохранять и языческие имена? Ответы положительны на основании исторических аналогий и фактов. Знакомясь с приписками на полях упомянутого выше Судакского Синаксаря, встречаем записи о ряде татар и татарок, принявших христианство и частью принявших новые христианские имена, а частью сохранивших старые языческие. Следует помнить, что и греческие, и русские летописцы понятием «татары» называли различные тюркские племена.


На полях Синаксаря находим упоминания о татарах-христианах, например: «Анна, дочь Ачипая», «раб божий Чимен, сын Ягмурче, родственник Оранчи», «Тохтемир, сын почтенного Стефана, внук всепочтенного Алупса», «Токта, чтец, сын Макария Акуфа», «раба Божия Икугач, дочь Димитрия Чочак», «Иоанн – татарин», «Параскева, называемая Парак» и т.д.


Приведенные примеры сохранения даже тюрками-христианами своих языческих имен дают представление о процессе вживания новых христианских имен. Иногда сын носит христианское имя, а отец языческое или наоборот.


По А. Полканову фамилии появляются на исторической сцене значительно позже имен, менее интересны в этнологическом отношении, но и они дают ценные данные для установления исторических связей караимского народа. Во-первых, отметим, что фамилии у крымских караимов, первоначально существовали в форме семейных прозвищ, возникли раньше, чем у крымских татар, которые стали усваивать фамилии в течение преимущественно в городах. Обычно же татары обозначаются по отцу: Асан Ибрам оглу - Асан сын Ибрама, Фатьме Смаил къзы - Фатьме, дочь Смаила и т.п. Такой способ именований встречаем и на древнейших тюркских надгробиях, например, Тохтамыш, сын Бахши - 413 г.; Бераха, сын Тохтамыша - 1157 г; Гулеф, дочь Соломона – 635 г.; Мамука, дочь Моисея - 720 г.


Когда именно крымские караимы стали употреблять фамилии, трудно сказать. Но наличие среди имен, происходящих из арабского корня, позволяет думать, что некоторые из них существуют издавна в качестве фамильных прозвищ. Некоторые фамилии имеют древние корни и не встречаются в языке крымских татар. Например, Будун (народ) ведет свою традицию от периода древних орхонских надписей (не позже VIII в. н.э.). Интересна фамилия Комен (из куманов). Это родовое прозвище, по-видимому говорит о том, что среди предков крымских караимов были и куманы.


Фамилии крымских караимов, по мнению Ю. Полканова, в большинстве по значению подразделяются на группы и обозначают первая группа - обозначающие занятия и ремесла (например, Арабаджи), место происхождения предков (Кефели), прозвища (Бирче - блоха), происходят от собственных имен (Ефетов).


С. Шапшал работе «История тюрок-караимов Крыма, Литвы и Польши» караимские фамилии делит на следующие группы:


- наружное отличие человека или черты его характера (Кара – черный, Абаза – глупый, Топал – хромой, Зырзоп – шутник, Кисир – бесплодный);

-  место происхождения (Кефели – из Кафы,  Стамбули – из Стамбула);

- происхождение от какого-либо рода, племени, народности; принадлежность к тем или иным общественным кругам (Ага- господин, Челеби – ученый, Фуки – законовед);

-фамилии, указывающие на занятие и ремесло (Рофе – врач, Байрактар – знаменоносец, Актачи-баши – заведующий ремонтом подков и тренировкой лошадей). 


Ряд фамилий определяют род занятий еще в ханское время (Ага, Челеби, Эмин) и показывают, что караимы занимали высшие должности при дворе ханов. Указывают фамилии и на профессии пекарь, бондарь, шорник, пастух, шапочник, охотник, банщик…


На связь с природой, в частности, с животным миром, указывают названия старых караимских родов и племен: Борю – волк, Карга – ворон.


Родители, не желавшие больше иметь детей, называли последнего мальчика Тохтамыш, девочку – Тохтар.


В именах проявлялись и суеверия: если в семье часто умирали дети, славянские народы давали детям имена, которые якобы позволяют обмануть «нечистые силы» и сберечь детей: Найден, Ненаш, Находка. Караимы, чтобы отпугнуть «злых духов», давали детям имена с отрицательным значением, например, Тизек – кизяк, Сирке – гнида, Челекей – слюна.


Анализ караимских метрических книг с конца XVIII в. и до конца XIX в.в. свидетельствуют, что фамилией являлось прозвище главы семьи, а не имя отца и мужа. Для жены, матери, сына, дочери указывались только имя и родственные отношения к главе семьи.  Позже стало указываться имя матери, но не как матери ребенка, а как законной жены отца.


За тысячи лет в караимской традиции сложился ряд обычаев, касающихся употребления имен. Караимы старались называть и называют и сегодня своих детей именами великих праведников, мудрецов и праотцев своего народа, что способствовало воспитанию чувства глубокого уважения к ним, гордости за представителей своего народа.

 

Вишневский В.А.

 


  • Ветхозаветные и двойные имена тюркских народов
  • Древнетюркские корни в фамилиях караев
  • 2000 лет Кале. Каменная летопись Балта Тиймэз
  • Полканов Ю.А. Караи – крымские караимы – тюрки
  • Антропонимы крымских караимов
  • Ефет Чифаньевич Майтоп
  • Караимская народная энциклопедия. – Т.3. Язык и фольклор
  • НАЙМÁН, НЕЙМÁН, НЭЙМÁН
  • Крымские караимы в Великой Отечественной войне. К 70-летию Победы.
  • Илик

  •  

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Ноябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru