|
Улугъ Ата Санавы. Народный календарь караев
Акад. А.Зайончковский отмечал, что «караимы имеют свои первородные названия месяцев…». Древний календарь караев восходит к периоду язычества и тэнгрианства и называется Улугата Санавы – счет Великого Отца – по имени божества добра. С Улугата связывали все хорошее, светлое. Его антиподом был Карлагата – отец-проклинатель, приносящий бедствия и несчастья.
Ниже приводится древний двенадцатилетний цикл Счета Великого Отца и календарная иерархия более низкого уровня.
Годы календарного цикла.
1. Сычкъан-йылы – год мыши
2. Сыгъыр-йылы – год быка
3. Парс-йылы – год барса
4. Къойан-йылы – год зайца
5. Улув-йылы – год дракона
6. Йылан-йылы – год змеи
7. Йылкъы-йылы – год лошади
8. Къойун-йылы – год овцы
9. Мэчи-йылы – год обезьяны
10. Тавук-йылы – год курицы
11. Ит-йылы – год собаки
12. Къабан-йылы – год свиньи
|
Двенадцатилетний животный цикл издавна был известен народам Азии и Восточной Европы на обширном пространстве от Японии до Поволжья и Крыма (включая Китай, Тибет, Алтай, Сибирь, Среднюю Азию). Появление этой системы относят к рубежу нашей эры и приурочивают к Центральной Азии. Выделяют характерную для тюрок западную группу тюрко-монголо-китайского цикла и связывают его возникновение с наличием 12(24) – членной родоплеменной системы и с тотемическими представлениями кочевых тюрок в период зарождения клановых отношений (Захарова, 1960).
У большинства тюркских народов годы цикла обозначены именами одних и тех же животных и обычно совпадают или близки по звучанию. У крымских караимов только название къабан йылы (год свиньи) не созвучно с принятыми у других народов (см. табл).
Названия годов календаря животного цикла у некоторых тюркских народов
№ года
|
Животное
|
Крым-ские караимы
|
Древние тюрки
|
Крымские татары
|
Туркмены
|
Узбеки
|
Киргизы
|
Казахи
|
Алтайца
|
1
|
Мышь
|
Сычкъан
|
Сычкан,
Кюскю
|
Сычан
|
Сычан
|
Сичкон
|
Чычкан
|
Тышкан
|
Чычкан
|
2
|
Бык
|
Сыгъыр
|
Уд, ут
|
Сыгъыр
|
Сыгыр
|
Сигир
|
Уй
|
Сыйыр
|
Уй
|
3
|
Барс
|
Парс
|
Парс, барс
|
Барыс
|
Барс
|
Барс
|
Барс
|
Барс
|
Парс
|
4
|
Заяц
|
Къойан
|
Тавыш-кан
|
Тавшан
|
Тоушан
|
Куён
|
Койон
|
Коян
|
Тулай
|
5
|
Дракон
|
Улув
|
Люй, лу
|
Улув, лу
|
Лу
|
Лу
|
Улуу
|
Улу
|
Улы
|
6
|
Змея
|
Йылан
|
Йылан
|
Йылан
|
Илан
|
Илон
|
Жылан
|
Жылан
|
Шойрок
|
7
|
Лошадь
|
Йылкъы
|
Йонд
|
Ат
|
Йильки
|
Йылкы
|
Жылкы
|
Жылкы
|
Ат
|
8
|
Овца
|
Къойун
|
Кой
|
Къой
|
Коюн
|
Куй
|
Кой
|
Кой
|
Куча
|
9
|
Обезьяна
|
Мэчи
|
Бечин
|
Маймун, мечин
|
Биджин
|
Бичин
|
Мечин
|
Мешин
|
Мачин
|
10
|
Курица
|
Тавукъ
|
Тавук
|
Тавукъ
|
Тоук
|
Товук
|
Тоок
|
Тауык
|
Така
|
11
|
Собака
|
Ит
|
Ит
|
Ит (копек)
|
Ит
|
Ит
|
Ит
|
Ит
|
Ит
|
12
|
Свинья
|
Къабан
|
Лазгын, тонгус
|
Домуз (чочкъа)
|
Донгуз
|
Тунгиз
|
Донуз
|
Доныз
|
Какай
|
Календари использовали в прошлом и в официальных документах, и в быту, например, для удобства определения дня рождения. Животный цикл служил источником суеверий. Годы подразделяли на хорошие и неблагоприятные, сопоставляя их с повадками соответствующих животных. Наиболее счастливыми в Крыму считали годы лошади, овцы и быка (коровы). Считалось, что человек должен почитать и оберегать животное своего года рождения.
Об официальном использовании древнего календаря в период Крымского ханства на исторической территории караев свидетельствует, например, сведения, указанные в ярлыке хана Хаджи Герая одному из беков (1453 г): «… 857 года хиджры в Кырк Йере, год Курицы…» (Куртиев, 1996).
Крымские караимы с цикличностью календаря увязывали культ Священных Дубов, в частности, последовательность поклонения Богу Тэнгри у различных дубов в святилище Балта Тиймэз (Топор не коснется) у Джуфт Кале.
Новый год начинался весной, подразделялся на четыре сезона и состоял из двенадцати основных месяцев и дополнительного тринадцатого, который добавлялся раз в три-четыре года.
Времена года – сезоны
Йаз башы (бахар) – весна кяз – осень
Иаз – лето Къыш – зима
1
|
Артых-ай, к,т
Артарык-ай, г
|
Март-апрель
|
Месяц прибавления дней, он же холодный или худой
|
2
|
Къурал-ай, к
Курал-ай, г,т
|
Апрель-май
|
Месяц сенокоса
|
3
|
Башкъускъан-ай, к
Баскускан-ай, г
Башкусхан-ай, т
|
Май-июнь
|
Месяц колошения посевов
|
4
|
Йаз-ай, к
|
Июль-август
|
Летний месяц
|
5
|
Улагъ-ай, к, г
Улаг-ай, т
|
Август-сентябрь
|
Месяц ягнят
|
6
|
Чирик-ай, к
Чяряк-ай, к
Цирик-ай, г
|
Сентябрь-октябрь
|
Гнилой (дождливый) месяц
|
7
|
Айрукъсы-ай, к
Айрукъсый-ай, к
Айрыксы-ай, г
Айрыхсы-ай, т
|
Октябрь-ноябрь
|
Месяц урожая
|
8
|
Кяз-ай, к
Киз-ай, г
Кюзь-ай, кюз-ай, т
|
Ноябрь-декабрь
|
Осенний месяц
|
9
|
Согъум-ай, к, т, г
|
Декабрь-январь
|
Месяц резки (убоя) скота и заготовки мяса
|
10
|
Къыш-ай, к
Кыс-ай, г
Кыш-ай, т
|
Январь-февраль
|
Зимний месяц
|
11
|
Къаракыш-ай, к
Каракыс-ай, г
Каракыш-ай, т
|
Февраль-март
|
Месяц трудной (черной, снежной) зимы
|
12
|
Суйунч-ай, к
Суйунц-ай, г
Сювюнг-ай, т
|
Март-апрель
|
Радостный месяц
|
13
|
Артыкъсы-ай, к
Артых-ай, т
|
|
Лишний (дополнительный) месяц
|
Примечание: к- крымский, г- галичский, т – тракайский диалекты карайского языка.
ДНИ НЕДЕЛИ У КРЫМСКИХ КАРАИМОВ
Йухкян, к
Йихкин, г
Йэхкюнь, т
|
Святой день
|
воскресенье
|
Йухбашкян, к
Йихбаскин, г
Йэхбашкюнь, т
|
День, следующий за святым днем (головной, первый день недели)
|
понедельник
|
Ортакян, к
Ортакин, г
Ортакюнь, т
|
Средний день
|
вторник
|
Къанкян, к
Ханкин, г
Ханкюнь, т
|
День крови (жертвоприношения)
|
среда
|
Кичэйнэкян, ячейнэкян, к
Кицэйнэкин, г
Кичибараски, т
|
День малой чистоты, Малая пятница
|
четверг
|
Эйнэкян, айнэкян, к
Айнэкин, эйнэкин, г
Бараски, айнакюнь, т
|
День большой чистоты
|
пятница
|
Шаббаткян, к
Шаббаткин, г
Шаббаткюнь, т
|
День отдыха
|
суббота
|
Названия дней недели карайского календаря имеют соответствия в языках других тюркских народов. Воскресенье – йухкян – созвучно названиям этого дня у половцев и карачаевобалкарцев. Одинаково называют средний день недели у караев (вторник) и карачаевобалкарцев (четверг).
Особый интерес представляет восходящее к язычеству тюрок древнее название среды – къанкян – день крови, или жертвоприношения. Здесь имеется сходство с календарем башкир и чувашей. У караев среда издавна считается благоприятным днем для посещения Священных дубов родового кладбища Балта Тиймэз и для пожертвований. В некоторых семьях крымских караимов именно в среду стараются оказать помощь нуждающимся. Поныне у тюркских народов и в некоторых районах Кавказа и Турции к этому дню стараются приурочить пожертвования.
Так же, как и крымские караимы, пятницу называли половцы.
Вероучения, пришедшие на смену язычеству и тэнгрианства – христианство, караимское вероисповедание, ислам – вызвали изменения в древнем тюркском календаре. Этим объясняется библейское происхождение названия субботы у карачаевобалкарцев, караев и некоторых других тюркских народов. У крымских караимов этот день получал статус выходного. В тот же период, очевидно, вторник у караев стал называться средним днем недели (ортакян).
После принятия караимской религии священнослужители в течении многих веков старались уничтожить все, связанное с прежними верованиями. Но стойкие древние тюркские традиции все же сохранились и дожили до наших дней, что показано выше на примере календаря Улугата Санавы – важного фрагмента духовного и культурного наследия крымских караимов.
Народный календарь крымских караимов-тюрков на 2022 г. Къырымкъарайлар Улу ...Календарь караимов-тюрков КЪОЙУН ЙЫЛЫ - ГОД БАРАНА [8] 22.03.2015г. - 08 ...Народный календарь крымских караимов-тюрок на 2020 г.НАЙМÁН, НЕЙМÁН, НЭЙМÁНСвященные дубы кладбища крымских караимов Балта ТиймэзКараи. Символика цветаГазета «Къырымкъарайлар»: живое слово крымских караимовГазета "Къырымкъарайлар" №100. Октябрь от 03.10.2012 PDFБуза, махсымаНовые находки на родовом кладбище караев
|
|