Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

Достойный юбилей достойного человека

 

 

 

 

 

 

            Размышления о Законе времени (1927-2017)

 

Достойный юбилей достойного человека

 

Нашему папе (дай Бог ему здоровья) 90 лет. Можно было бы пофилософствовать на тему относительности времени, о том, что физический тонус соответствует образу мыслей, о том, чего папа достиг за эти 90 лет. Но наш папа не хочет никаких торжеств и почестей в связи с этим юбилеем. И я его понимаю. Надеюсь он не обидится, если я в своих размышлениях буду касаться фактов из его жизни, о которых я знаю по его рассказам и из своего 50- летнего опыта.

Обрывками вспоминая то, что я знаю об этих 90 годах не перестаю удивляться ускорению изменений…


 Межвоенное время. Тракай. Патриархальный уклад. Огороды до озера. Бабушка Нина идет доить корову. Корова, учуяв бабушку издалека, мычит. Папа очень любит молоко и не может дождаться, когда можно будет снова его пить, соблюдая караимскую традицию, когда кончится мясо теленка. Мясо едят редко, в основном по праздникам, хотя и есть свои овцы. Папа любит играться с ягнятами. Пища простая, но голода никогда не было. Дедушка часто плывёт на лодке к рыбакам и за бутылку привозит ведро рыбы. Рыбы в Тракайских озерах много. Одежда из домотканой шерсти. В теплое время года бесчисленные купания с детворой в озере. Дружная караимская семья. Язык общения в семье- караимский. До школы папа на других языках не разговаривает. Старший брат Марек и младшие сёстры Зося и Аня. Дедушка Юзеф бабушке Нине по вечерам читает книжки. Дедушку я не помню. А бабушка позднее, сидя на кухне с увеличительным стеклом книжки читала уже сама.

Крестьянские работы вместе с друзьями- сверстниками в Малеванке на хозяйстве у дяди Авиа. Конь Дарашук возит воду с озера. Школа. Таблица умножения и мальчишечьи шалости, за которые “жила” или стойка на коленях в углу на горохе.


 Караимских детей отпускают из польской школы с уроков религии. В папу с друзьями другие дети кидают камни. Они кидают назад. Ксендз старшеклассникам велит прогнать караимских мальчиков. Папа с друзьями убегают. Отступление прикрывает Габа Робачевский. Тех старшеклассников, которые догоняют, он сбивает с ног.

Занятия в мидраш. В основном зазубривание на караимском языке текстов из Библии (пешат). Ремень за нерадивость. Дети во время урока сидят за столом и передувают друг от друга неизвестно откуда взявшуюся крошку. Дунул и папа. От учителя подзатыльник получает он со словами: “Наказывают не того, кто начинает, а того, кто заканчивает “. Когда уроки проводит газзан Шеманья Фиркович, они другие. Это и зарядка, и считалки на караимском языке и, наверно, многое другое, что не могу пересказать, но знаю, что оставило неизгладимый след в душе ребенка- папы и живой караимский язык и караимскую культуру в Тракай.


Уроки природоведения на природе у озера. Папа -  мальчик шустрый и непоседливый. Фраза учителя: „Moczarka kanadyjska zaraza wód (папа в этот момент балуется), a Juchniewicz zaraza klasy”. Друг детства Ромка Фиркович - хаззанюк. На уроке, смотря в окно, он громко говорит: „Deszcz pada. Jak my pójdziemy do domu?”. Учитель: „Firkowicz, wyjdź z klasy”. Выходит. Одному скучно. Открывает дверь и маша рукой говорит: „Simka, chodź tu”. Папа: „Zaraz przyjdę”. Учитель: „Juchniewicz, wyjdź z klasy”. Победила дружба.


  Папа на лодке плывет на другую сторону озера к портному на примерку костюма. Когда нужно плыть назад поднимается сильный встречный ветер и волны. Папа гребет изо всех сил, но лодка почти стоит на месте. Обеспокоенный тем, что папы долго нет, дедушка плывет его встречать.

Период 2-й мировой войны. Голодный советский солдат- туркмен не говорящий по-русски. Дедушка договаривается с ним по-караимски. Дедушка сам в прошлом солдат и относится к нему с сочувствием. Солдат оставляет ружье на улице и, со словами «в дом брата с оружием не входят», входит в дом. Дедушка, беспокоясь за солдата, велит папе и дяде Марэку стеречь ружье. Солдат настолько голоден, что с висящей вязанки ест сырой лук. 


  Немецкая этнографическая экспедиция по исследованию караимов. Как типичных представителей газзан Шеманья Фиркович, среди других, определяет семью папы. Результат- фотография папы в вязаной шапке в немецком журнале. Папе запомнилась вежливость немецких офицеров.

Облава на молодых людей с целью вывоза на работы в Германию, о которой по секрету предупреждают нацистские солдаты- латыши. Почти все караимские молодые люди спасаются.


  Учеба в Ремесленном училище в Вильнюсе. Котлеты, взятые из дома и рассчитанные на 5 дней, папа съедает в первые дни, а потом сидит на хлебе и смотрит как сверстники едят сало. Караимам сала нельзя. Папа очень скучает по дому. Из Вильнюса в Тракай приходилось идти даже пешком. В конце войны уже призывают парней 1926 года рождения. Дядю Марэка не призывают потому, что он нужен, как специалист- механик в тылу. Ездит за фронтом и собирает технику годную к ремонту. Бронь. Папе повезло родиться на год позже.

Послевоенное время. Грузовые автомобили с газогенераторным приводом. Говоря простым языком- машина на дровах. Грузовики- полуторки. Позднее ленд-лизовские Форды и Шевроле. Папа работает шофером в Дорожном отделе. Работа нелегкая. Техника и ломается, и в мороз не заводится. Дороги не всегда проходимые. Приходится ездить и по ночам, и возить пьяного начальника. Чтобы не голодать и помочь семье приходится калымить, возя крестьян на базар в Вильнюс и обратно. Мобилизуют вместе с автомобилем и на разные задания. Перевозить ссыльных. Ночью поднимают с постели. Не откажешься. Люди, сидящие по несколько дней под дождем под открытым небом с минимальными пожитками. Вагоны- товарняки. Часто приходится ночевать в дороге. В одной командировке (что-то было связано с выборами), в какой-то деревне у папы появляется острое нежелание ехать дальше. Дорога через лес. Начальству говорит о поломке машины. Конфликтная ситуация, грозящая папе как минимум неприятностями. Папа настаивает на своем. Ночуют в деревне. С утра в деревню приходит человек и сообщает, что в лесу на них была засада. Времена были лихие.


Кроме школы единственное учебное заведение в Тракай- Педагогическое училище. Видимо это объясняет повальное увлечение среди караимской молодежи педагогикой. Папа не исключение. Пусть и достаточно поздно (нужно было работать) папа заканчивает педучилище. Массовый спорт. Судя по папиным спортивным грамотам, спорт был действительно массовым. Много соревнований и республиканских, и районных, и городских. Волейбол, плавание, легкая атлетика, парусный спорт. Танцплощадка на городище в Старом замке. Вальс, танго, фокстрот.


  1959 год. Папа женится. Мама уроженка Крыма. Из Евпатории. Папу и маму знакомят папины сёстры. Тётя Зося и тётя Аня гостят у родственников в Евпатории и знакомятся с мамой. Обратите внимание- еще несколько лет назад затруднена коммуникация между Тракай и Вильнюсом (30 км), а тут поездка в Крым.

 

Достойный юбилей достойного человека


  60-е годы. Дети. В 1961 г. появляется сестра Виолетта. В 1964 г. родился я- Ваш покорный слуга. Заочная учеба в Западном институте (Ленинград). Специальность- автомобили и тракторы. Работа конструктором на заводе. Квартира в Лентварисе. Поездки в Ленинград на сессии. Учится папа долго- 10 лет. Дети. Работа. Нелегко и материально. После декрета мама должна идти работать. Меня, годовалого, отвозят в Евпаторию к бабушке и дедушке.


  70-80-е годы. Каждое лето гостим в Евпатории у бабушки и дедушки. В июне отправляют нас с Виолеттой. В июле приезжает мама (она учительница и у нее отпуск два месяца). В августе приезжает папа. Новый пляж, 2-й причал. Плаваем на катере. Ходим в гости к родственникам. Иногда бывают крымские застолья с нескончаемыми песнями на караимском и других языках. Каждый год посещаем караимскую святыню- древний город- крепость Джуфт-Кале, кладбище Балта-Теймез.


  Ездили в Крым и поездом, и самолетом. Позднее появляется автомобиль- Запорожец. В Литву возвращаемся на нём, до отказа набитом бабушкиными вареньями, джемами и компотами. По дороге умудряемся еще покупать фрукты и овощи. Багажник на крыше не выдерживает. Чемоданы ставим под ноги. Ноги в окна. Весело. Позднее появляется лимузин- Жигули. Степень загрузки не уменьшается. Перед отъездом домой из Евпатории как всегда ласковая ругань о том, что брать, а что оставить. С одной стороны, папа, с другой мама и бабушка. Папа всегда проигрывает.


  Папа работает начальником транспортного цеха на заводе. Рацпредложения, 13-я зарплата, премии. Материально уже легче. В цеху, чтобы занять людей во время перерыва (да и после работы), папа организовывает стол для настольного тенниса. После школы я там частый гость. Играю и с папой, и с шоферами, и с грузчиками. Знаю всех. И знаю кто на чем ездит. Автобусы КАВЗ, ПАЗ, ЛАЗ. Грузовики ГАЗ 51, ГАЗ 53, ЗИЛы, МАЗы. Даже на тепловозе как-то прокатили. Живем сравнительно недалеко от завода. Папа приходит на обед домой. Постиранное белье мама на улице не сушит. Когда работает формовочный цех, белье все в черной пыли. Каторжная работа эмалировщиков у раскаленных печей. Выдерживают только по 4 часа. 


  Садовый участок на Волах. Яблоки, вишни, огурцы, помидоры, картошка, зелень, клубника. Папа учит меня ходить за плугом. Получается, нравится. Были моменты, когда я работал конем.

День открытых дверей. Мы с папой в ВИСИ (Вильнюсский Инженерно-Строительный Институт) выбираем мне специальность. Нет сомнений, что инженерную. Вопрос только по специализации.


  Папа на том же заводе (в сумме там отработал 33 года), заместитель директора по снабжению. Москва. Главк. Мазут. Чугун. Автоматическая линия штамповки.

Свадьба сестры Виолеты. Отправка ее в Варшаву. Моя свадьба. Внуки. Поездка в Евпаторию со старшей внучкой Викой. Поездки в Варшаву к семье сестры.

Лихие 90-е. Папа на пенсии. Я на том же заводе. На пенсии папа не отдыхает. Садовый участок продается. Мама и папа переселяются в родной Тракай. Сельским хозяйством папа занимается на участке у нашего дома. Поездка в Каунас за саженцами. Из отходов стекла мы с папой мастерим парник. Урожаи у нас образцовые. На пенсию прожить нелегко. Папа покупает старую лодку, ремонтирует ее и сдает в аренду туристам. Мама носит папе обед. Лодка на ходу до сих пор.


  97-й. Официальное празднование 600- лет прибытия караимов и татар из Крыма в Литву. Папа пишет пьесу на караимском языке „Tirlik jołda, tirlik Trochta” - «Жизнь в дороге, жизнь в Тракай». Участвует в ее постановке и как один из основных актеров. Финальная песня «Тувмуш Трохка» (на простую и проникновенную крымскую караимскую мелодию папа написал такие же, близкие сердцу каждого тракайского караима, стихи) становится народной. Весь зал, и не только караимы, слушали ее со слезами на глазах.


  Эту работу очень трудно было делать, потому что много слов было забыто. Чтобы дальше легче было сочинять, папа создал на основании «Караимско-русского-польского» словаря, изданного в 1974 году тремя академиями наук, сначала «Русско-караимский», а за тем и «Польско-караимский» словари. В 2008 году «Польско-караимский» был издан в Польше издательством Bitik. Папа неоднократно подчеркивал, что он не создавал новых словарей, а только при помощи компьютера расположил слова в обратном порядке. Никаких новых слов он туда не включал. Некоторые караимские слова, известные всем помнящим караимский язык, папа называл, но их в словаре нет. Не взирая на это мы знаем какая огромная работа была сделана и сколько лет на это было потрачено. Результат- подзабывшие караимский язык могут без проблем найти караимское слово апробированное и выверенное тремя академиями наук.


  Папа стал внукам посылать по электронной почте письма по-караимски. Надеялся он, что, переводя письма, они изучат караимский язык. Потом начал сочинять разные рассказы по-караимски. Многие из этих рассказов печатались потом в журнале «Караимика».

Сочинения эти собраны в одну, пока не изданную книгу, в которой 33 наименования. Многие переведены автором на русский, польский, а некоторые и на русский, и на польский языки. Уверен, что этот материал стал бы прекрасным пособием для изучения караимского языка как во время проведения ежегодной школы караимского языка, так и в индивидуальном порядке. Эти тексты написаны не человеком, выучившем язык в зрелом возрасте, а истинным носителем караимского бытового языка, знающим его с детства.

 

Достойный юбилей достойного человека

 

  Несколько лет назад поездка на автомобиле в Крым. Мама и папа едут с нами. Купаются в море в Евпатории. Общаются с родичами. Молебен в кенеса на Кале. Посещение караимской общины в Мелитополе. Прекрасное общение с застольем и песнями. Маме и папе понравилось. Уверен, что, когда мы ехали на современном комфортном автомобиле, папа вспоминал и Запорожец, и Жигули.

Так уж случилось, что и папы, и мамы родных и близких раскидало по всему свету- Варшава, Вроцлав, Алма-Ата, Евпатория, Ашдод, Канны, Бухарест, Лос-Анжелес, Москва, Смоленск. Может быть что-то и пропустил. Только папа, по сути не покидая Тракай, жил в пяти государствах. Если считать ЕС, то сейчас живет в шестом. Папа пользуется мобильным телефоном. Освоил персональный компьютер, интернет и общается по скайпу со всем миром.


  2014 год. Рождается правнучка Эма. Она уже давно пользуется (правда с ограничениями со стороны взрослых) мобильным телефоном и планшетным компьютером.

 

Достойный юбилей достойного человека

 

  Разве не удивительно как изменилась жизнь за эти 90 лет? Еще удивительнее с каким ускорением она меняется. Не только то, как меняются технологии. Хотя и это очень важно. На протяжении сотен лет люди видели примерно одну картину- возделываемая земля, конь в виде тяговой силы, телега и т.д. Образование являлось привилегией элит (как правило безнравственных и продажных). Если кто-то чему-то и обучался, то только для того, чтобы выполнять какую-то работу. Характер работы не менялся из поколения в поколение. На примере этих 90 лет мы видим, как все поменялось. То, что казалось фантастикой лет 20 назад, сейчас реальность. Элита утеряла монополию на знания. На протяжении одного поколения нужно все время осваивать новые. Образование стало общедоступным. Информация доступна практически любая. В этом контексте трудно переоценить значение интернета.


  Все, что происходит во Вселенной можно описать как колебательный процесс, как на уровне микромира, так и на уровне макромира. Вращение электронов по орбитам вокруг ядра атома, вращение Луны вокруг Земли, Земли и планет вокруг Солнца, вращение галактик. Так же и все в жизни человека подчинено определенным ритмам и описывается как колебательный процесс.


  Исходя из этого время – есть соотнесение частот колебательных процессов, один из которых берется за эталон.

Так как очень многое в жизни человека подчинено солнечным ритмам, то за эталон времени были взяты периоды обращения Земли вокруг Солнца – год, и Земли вокруг своей оси – день.

Если рассмотреть жизнь человека как некий колебательный процесс, то можно увидеть следующее: до 20-25 лет, человек учится и активно в жизни общества не участвует, от 20-25 до 50 лет период наибольшей продуктивности в общественной деятельности человека, после 50 лет основная масса людей начинает уходить в свои проблемы и сторонится активной общественной жизни. В этом случае папа, наверно, исключение. В итоге наиболее общественно значимым в жизни человека является период протяженностью около 20-25 лет.


  Похожую закономерность можно выявить, если учесть средний возраст матери при рождении первого ребенка он тоже составляет 20-25 лет. Так как, при зачатии происходит обмен генетической информацией и рожденный ребенок несет уже новый генетический код, то можно определить, что каждые 25 лет происходит обмен информацией на биологическом уровне.

Назовём этот процесс «частотой биологического времени», в течение всего глобального исторического процесса она практически не изменялась и остается постоянной.


  Человек является единственным биологическим видом на земле, который подвергает обработке все, что получает от природы и занимается творчеством, создавая нечто новое. Таким образом, кроме существующей биосферы человек создал техносферу, которую он непрерывно видоизменяет и совершенствует. Особенно сильно скорость изменения техносферы подстегнул узаконенный ростовщический ссудный процент, который заставляет внедрять постоянно новые технологии, чтобы рассчитаться с долгами. Есть ли периодичность в изменении техносферы? Да такая периодичность есть и ее легко проследить, взяв какую-либо из отраслей человеческой деятельности, например, транспорт.


  Человек изобрёл телегу, и она прослужила без существенных изменений тысячи лет. Человек изобрёл карету, и она проездила сотни лет. Изобрёл паровоз, его конструкция менялась через десятки лет (паровоз, тепловоз, электровоз, монорельсовая железная дорога). С изобретением автомобиля и самолета обновление пошло уже через единицы лет. Вышеупомянутые 90 лет это прекрасно иллюстрируют.

Мы видим, что частота смены технологий постоянно нарастает, и если в начале она измерялась тысячелетиями, то на сегодняшний день измеряется годами. Но техническая информация — это только часть общей информации культуры человечества, в общем, такому же закону изменения подвержена вся культура. Поэтому назовём эту частоту обновления информации — “частотой социального времени”.

Соотношение частот биологического и социального времени и их взаимосвязь в глобальном историческом процессе получило название Закон времени.


Теперь посмотрим, как соотносятся эти частоты.

Если раньше многие сотни и даже тысячи лет частота «биологического времени» была выше частоты «социального времени», то во второй половине 20-го века ситуация качественно изменилась. Теперь частота «социального времени» превосходит частоту «биологического времени».


  В первой половине 20-го века (1900…1950), в жизни человеческого общества произошло явление, в технике называемое – резонансом.


  Любая система, даже находящаяся в состоянии покоя, обладает собственной частотой колебаний. Если к такой системе приложить вынуждающую силу с частотой близкой или равной частоте собственных колебаний – это приведет к резонансу, т.е. резкому увеличению амплитуды колебаний. Резонансные явления могут вызвать необратимые разрушения в различных механических системах, например, неправильно спроектированных мостах. Так, в 1905 году рухнул Египетский мост в Санкт-Петербурге, когда по нему проходил конный эскадрон, а в 1940 — разрушился Такомский мост в США. Чтобы предотвратить такие повреждения существует правило, заставляющее строй солдат сбивать шаг при прохождении мостов.


  Человечеству удалось проскочить этот отрезок времени и выжить, благодаря тому, что данный период был незначителен по продолжительности относительно всего исторического процесса и население нашей планеты не достигло, к этому времени, критической массы, хотя в это время весь мир потрясла волна войн и революций. Этот период в Новом Завете назван – апокалипсис. Рождение и молодость папы пришлись как-раз на этот период. И далеко не всех сверстников папы, к сожалению, берегла судьба.


  Теперь за время жизни одного человека и жизни одного поколения происходят многократные изменения в окружающем социуме (изменения в информационном состоянии общества). Меняется и отношение людей к происходящему вокруг них, в результате чего после второй половины 20го века происходит смена логики социального поведения людей.


  В период до смены логики социального поведения человек рождался, получал некую информацию (вот Бог, вот Царь, вот Церковь), и она была незыблема, вплоть до его ухода из жизни. Тот, кто в начале жизни получал посвящение в нечто, мог за счёт монополии на это знание безбедно жить всю оставшуюся жизнь. Тот, кто не получал подобных посвящений, пахал землю. Ныне пора посвящений закончилась, в результате все возрастающей частоты социального времени они утратили какой бы то ни было смысл.


  Для иллюстрации скорости развития технологий обратимся к информации главного футуролога компании "Cisco" Дэйва Эванса (Dave Evans), на конец 2009г.:

Сегодня мы знаем 5% того, что нам станет известно через 50 лет. Другими словами, 95% знаний, которые будут доступны людям к 2060 году, станут результатом открытий, сделанных в предстоящие 50 лет.


В ближайшие 2 года объем информации в нашем мире будет ежегодно увеличиваться в шесть раз, а объем корпоративных данных в тот же период будет ежегодно возрастать в 50 раз.

В течение двух следующих лет объем информации во Всемирной сети будет удваиваться каждые 11 часов.


  К 2015 году человечество будет ежегодно создавать контент, объем которого в 92,5 миллиона раз превышает объем информации, хранящейся в библиотеке Конгресса США (считается самым большим в мире хранилищем информации).

В изменившейся логике социального поведения человек либо осваивает новые знания, пересматривает и изменяет свои стереотипы, либо оказывается на свалке истории. Чтобы приспосабливаться, человеку необходимо уметь овладевать новыми знаниями непрерывно в течение всей жизни, а для этого надо уметь учиться самостоятельно. Надо вырабатывать метод освоения новых знаний.

 

«Knowledge is power – знание власть»

 

«Кто владеет информацией - тот владеет миром»

 

Основной принцип порабощения человечества реализуется исходя из использования монополии на знание. Когда небольшая кучка людей наверху социальной пирамиды обладает всей полнотой знаний человечества, и чем ближе к основанию этой пирамиды, тем меньше знаний дается людям. По сути можно рассмотреть две условные пирамиды одна – пирамида власти с вершиной, направленной вверх (смотрите доллар), другая – пирамида знаний с вершиной, обращенной вниз. Закон времени приводит к краху эту систему пирамид. Современному рабовладельцу, хозяину рабочих (слово рабочий однокоренное со словом раб), чтобы его рабы лучше работали и приносили “прибыль”, необходимо непрерывно давать новые знания. Но если рабы будут всё больше и больше знать, то они перестанут быть рабами.


  «Каждый в меру своего понимания общего хода вещей работает на себя, а в меру непонимания на того, кто понимает больше.»

Или как сказал Козьма Прутков:

«Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий».

О своём понимании Закона Времени и беспомощности по отношению к нему нынешних рабовладельцев в гениальной поэме «Руслан и Людмила» Пушкин говорит открытым текстом:

 

Он звёзды сводит с небосклона,

Он свистнет — задрожит луна;

Но против ВРЕМЕНИ ЗАКОНА

Его наука не сильна.

Иначе говоря, сработал Закон Времени. У человека есть всё, чтобы выйти из круга “Инферно”, перестать быть рабом и стать ЧЕЛОВЕКОМ. Уверен, что мы близки к этому.

...Но чувство есть у нас святое,

НАДЕЖДА, бог грядущих дней,-

Она в душе, где все земное,

Живет наперекор страстей…

(М.Ю. Лермонтов)


  Что же нам мешает это сделать? Почему мы до сих пор живем в мире конфликтов и фобий? Как не потеряться среди информационного мусора? Не могу претендовать на знание всеобъемлющего ответа. Тем более в рамках этой статьи пытаться ответить на все вопросы. Знаю одно- найти ответы нам поможет нравственно- мировоззренческий каркас, унаследованный нами от наших предков. Именно в наших (караимских и не только) традициях, не полагаясь на авторитеты, разбираться в информации, на нить нравственности нанизывать жемчужины знаний. И пусть этот мир с ускорением меняется. Неизменным остается любовь папы к родным и близким, а также пельмени или хамур-долма по воскресеньям.

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью...»

Но мы попробуем спаять его любовью, -

А там увидим, что прочней...

(Ф.И. Тютчев)

 

Достойный юбилей достойного человека

 


А. Юхневич

Пунктуация и редакция автора

 



 


  • Константин Ефетов. «Жизнь летучих мышей». Стихотворения.
  • Встреча с Надиром Бекировым
  • Прекрасный юбилей!
  • Карайский лагерь в Джуфт Кале
  • Празднование Международного дня коренных народов в Судаке 6-9 августа 2010 ...
  • Письмо Ильи Ильича Казаса своему отцу
  • Презентация в библиотеке им. А.С.Пушкина
  • 24 декабря 2011 года Мелитопольское национально-культурное караимское обще ...
  • Борис Петрович Коген
  • 13 декабря в Мелитополе состоялась встреча караимов с Чрезвычайным и Полном ...

  •  

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Декабрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru