Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн Краткий очерк продолжение

 

 

 

 

 

 

Учитывая близость караимской общины к русским эмиграционным кругам, и что незначительная часть русской эмиграции на начальном этапе войны Германии с СССР рассматривала ее как освобождение России от большевизма и воевала на стороне немцев, не исключено, что отдельные караимы, придерживающиеся подобных взглядов, могли вступить в германскую армию. Однако таковые ни в отечественных, ни в зарубежных источниках не прослеживаются, хотя нельзя исключать появление единичных фамилий. Такова ситуация по Западной Европе.

        Относительно Польши и Литвы (где в 1939 году проживало не более 650 - 700 караимов, и, соответственно, количество мужчин призывного возраста не превышало 80 - 100 человек) известно, что большинство подлежащих призыву молодых людей служили в польской армии и участвовали в отражении агрессии Германии в сентябре 1939 года. Часть сведений о них удалось собрать М. Зайончковскому (участвовал во Второй мировой войне в составе польских вооруженных сил). В его книге «Караимы в армии»61 представлены данные о более 20 польско-литовских караимах, принимавших участие в боевых действиях в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Поиск участников военных действий в 1939 году затруднен в силу того, что часть польской армии (более 350 тыс. чел.) была интернирована в 1939 г. в СССР. Судьбы тысяч из них  до конца неизвестны. Часть караимов - офицеров царской, а затем литовской и польской армий были репрессированы в Польше и Литве в 1939 и 1940 гг. Что же касается караимских общин Западной Украины, включенной в состав СССР в 1939 г., то они были крайне немногочисленны. Так, в считающейся одной из крупнейших Галицкой в 1939 году проживали 122 человека, в том числе 59 мужчин.

Известны имена пяти воевавших и двух репрессированных62. Известны также фамилии и судьба двух караимок - участниц формирований ОУН63.

        Краткий обзор участия крымских караимов, проживающих в европейских странах и СССР, свидетельствует об их активном, массовом участии в ходе Второй мировой и Великой Отечественной войн в армиях стран антигитлеровской коалиции. Количество воевавших в Красной Армии и на стороне союзников таково, что исключает возможность (кроме единичных случаев), даже в незначительных масштабах, привлечения караимов в воинские формирования Германии и ее сателлитов.

        Не может не вызывать критики версия о нежелании немцев обострять отношения с крымскими татарами геноцидом в отношении их земляков - крымских караимов. Ссылаясь на германские официальные документы, У. Грин указывает на подчеркиваемое немцами родство караимов с крымскими татарами64. Приводится ряд примеров со ссылками на источники, подкрепляющие  версию об одной из немаловажных причин, по которой «не трогали» караимов, чтобы не обидеть крымских татар. Следует в этой связи отметить, что отношение немцев к крымским татарам было не столь однозначным, как это принято в большинстве отечественных источников.

        Ведь значительная часть крымских татар (в начальный период Великой Отечественной войны) находилась в частях Красной Армии. Пять Героев Советского Союза и сотни награжденных орденами и медалями - наглядное свидетельство тому, что далеко не все были дезертирами, ставшими впоследствии пособниками оккупантов, как это иногда пытаются представить. Сотни их сражались в партизанских отрядах Крыма (правда, большая часть на завершающем этапе борьбы – в 1943 - 1944 гг.), о чем было, безусловно, известно оккупационным властям. Крымский историк О. Романько сообщает о 1130 партизанах и около 100 подпольщиках из числа крымских татар65. Отношение немцев к крымским татарам менялось в зависимости от складывающейся геополитической ситуации и, прежде всего, положения на Восточном фронте. При необходимости немецкое командование применяло самые суровые меры даже к служившим в добровольческих татарских формированиях: «Под влиянием агитационно-пропагандистской работы партизан среди татарского населения и в добровольческих частях во многих батальонах «Шума» осенью - зимой 1943 г. были созданы просоветские подпольные организации. Так, командир 154-го батальона А. Керимов был арестован немцами как «неблагонадежный», а в 147-м батальоне 76 человек были арестованы и расстреляны как «просоветские элементы»… по немецким данным, около 1/3 батальона «Шума» оказались ненадежными и были разоружены самими немцами, а их личный состав помещен в концлагеря»66.

        Не следует забывать, что германским руководством предполагалось в будущем заселить Крым только немцами (как уже упоминалось ранее), и уже в 1942 году о предоставлении крымским татарам даже какого-либо подобия автономии не могло быть и речи67. О. Романько приводит очень точную оценку американских историков М. Геллера и А. Некрича о том, что «…повсюду оккупанты твердо держали власть в своих руках и свирепо подавляли малейшие попытки к обретению… национальной самостоятельности»68.

        В ряде татарских деревень, особенно в степных районах Крыма, к оккупантам местные жители относились враждебно, а в некоторых – оказывали помощь партизанам. По свидетельству очевидцев, к жителям отдельных татарских поселений немцы применяли репрессивные меры, вплоть до уничтожения целых населенных пунктов и истребления жителей. Так, 7 декабря 1943 года были уничтожены все жители (280 человек) деревни Кзыл-Куба и сожжены все строения. Та же участь постигла деревню Усеин-Аджи: большая часть жителей расстреляна, а остальные угнаны в Германию, деревня сожжена. Обе эти деревни Симферопольского района69. В уже упоминавшейся книге Патрика фон Мюйлена описывается массовое истребление народов СССР в лагерях для военнопленных. «Расистские преследования, - сообщает автор, – не прекратились до конца войны»70. «Описанные расистские преследования были направлены в первую очередь против тюркско-татарских народов, прежде всего, против туркестанцев и татар»71. Не случайно образованное в ноябре 1944 г. «Общество татар и караимов в Вене» («Verein der Tataren und Karaimen zu Wien»), помимо решения культурно-просветительских, экономических и религиозных проблем, одним из главных направлений своей деятельности считало оказание помощи и, по возможности, освобождение соплеменников – военнопленных из фашистских концлагерей72.

        Безусловно, велика заслуга крымских татар и, в особенности, «Берлинского собрания», выступивших в защиту караимов. Однако вне всякого сомнения, нацистская тоталитарная система уничтожения, не щадившая никого, при необходимости не остановилась бы перед уничтожением крымских караимов, не боясь испортить отношения с их земляками – крымскими татарами.

        По мнению У. Грина, которое в значительной мере разделял и Ф. Фридман (имеющее широкое распространение в еврейских научных и не только научных кругах), на окончательное решение немцев по крымским караимам большое влияние оказала позиция еврейских историков и экспертов Восточной Европы. Их выводы о нееврейском происхождении караимов, продиктованные желанием спасти последних от уничтожения, сыграли, согласно распространенному мнению, если не решающую, то существенную роль в судьбе караимского народа. Ф. Фридман рассказывает о деятельности еврейских ученых и экспертов, осуществленной по требованию оккупационных властей в Литве, Польше и Украине. Зачастую эти понятия совмещались в одном лице, так как «эксперты» - это еврейские ученые, специалисты, насильно привлеченные немцами для работы в ERR (Einsatzstab Reichsminister Rosenberg) - ведомства, помимо прочего, активно занимавшегося конфискацией принадлежавших еврейским семьям собраний произведений искусства, антиквариата, библиотек и других культурных и исторических ценностей. В задачу экспертов входили оценка конфискованного и его систематизация.

Ф. Фридман также упоминает о диспуте относительно происхождения крымских караимов, который организовали немцы в Литве между ученым-тюркологом, последним караимским гаханом С. Шапшалом, и экспертом, еврейским ученым З. Калмановичем73. Последний, по мнению Ф. Фридмана, специально проиграл научный спор, желая спасти караимов: «Результат был таков, что Калманович, несмотря на свою превосходную ученость, позволил себе быть побежденным караимским гахамом и согласился в своих тезисах, что караимы не были членами еврейской религиозной общины и не были родственны семитской расе»74. Знание тюркской филологии, истории и культуры, снискавшее заслуженную известность в научных кругах профессора, доктора наук С. Шапшала, не оставляло сомнений в исходе диспута с З. Калмановичем (к тому же, последний был специалистом по идишу, а не тюркологом). Однако если позиция последнего определялась искренним желанием спасти караимов, то недоумение вызывает сам факт его участия в диспуте?! З. Калмановичу достаточно было в сложившейся ситуации заранее согласиться с мнением С. Шапшала по рассматриваемой проблеме, которое ему было заранее известно.

        Ф. Фридман - очевидец и участник описываемых событий в 1941 - 1943 гг. сообщает о работах по караимской тематике, написанных по требованию немцев в 1941 - 1942 гг. еврейскими учеными М. Балабаном75 и И. Шипером76 в Варшаве, Я. Шаллем во Львове и З. Калмановичем в Вильно. Все они содержали схожие выводы о тюркском происхождении крымских караимов. Более чем вероятно, что направленность работ и содержавшиеся в них выводы были продиктованы, помимо прочего, и желанием помочь малочисленному крымскому народу избежать геноцида. При этом изложенное в них противоречило основным положениям, содержавшимся в сочинениях большинства еврейских ученых относительно происхождения крымских караимов. Однако в государственных органах фашистской Германии, ответственных за реализацию расовой политики, с этими работами были знакомы. Они имелись в научных центрах Германии и в немалом количестве содержались в конфискованных еврейских библиотеках. Впрочем, сам Ф. Фридман приходит к следующему выводу: «В любом случае мнения еврейских ученых немного значили для нацистского чиновничества не только из-за их отрицательного отношения к евреям в принципе, но также из-за того, что они считали евреев заинтересованной стороной и непригодными для беспристрастного заключения»76.

        И все же, что заставляло фашистское руководство на протяжении Второй мировой войны возвращаться к проблеме этнической идентификации крымских караимов, проводя детальные, тщательно спланированные исследования, когда в основе своей вопрос был решен еще до начала войны?! Ответ лежит в самой сути тоталитарной нацистской системы, базисной основой которой являлась расистская идеология. Ее основополагающая идея, определяющая главным фактором истории расовую борьбу, лаконично сформулирована А. Розенбергом: «История и задача будущего больше не означают борьбу класса против класса, борьбу между церковными догмами и догмами, а означают разногласия между кровью и кровью, расой и расой, народом и народом»78. Тоталитарный характер идеологии, направленной на уничтожение «неарийцев», не допускал никаких отклонений и исключений, одновременно предполагая всестороннее изучение любой, даже самой незначительной этнической группы, оказывающейся в границах фашистского государства. Разумеется, «изучения» и связанные с ними исследования проводились, прежде всего, с целью получения новых аргументов, подтверждающих теоретические выкладки господствующей расистской концепции, а не желанием исключить ту или иную этническую группу из перечня обреченных на уничтожение. Захват огромных территорий с проживающими на них десятками различных народов и национальностей, распространение  идеологических и законодательных норм, принятых в Германии, на страны союзников инициировали проведение новых исследований по этно-расовой классификации, расширяя и дополняя нацистскую расовую теорию. Основа ее оставалась незыблемой, а вот отдельные положения и терминология, с учетом уточнений и дополнений, периодически претерпевали изменения. К тому же, для германского руководства было очень важно, чтобы главные концептуальные положения теории были приняты на официальном уровне и в странах союзников. Не случайно на совещании по «окончательному решению еврейского вопроса» в берлинском предместье Ванзее 20 января 1942 года (вошло в историю под названием «Ванзейский протокол»), проводимом под руководством Р. Гейдриха, в числе прочего, вновь обсуждалось «кто должен считаться евреем» с принятием уточненного определения79. В докладе Р. Гейдриха указывалось расхождение понимания принадлежности к еврейской национальности в Германии и в странах ее европейских союзников: «В приведенных цифрах по различным иностранным государствам учтены, конечно, только евреи по вероисповеданию, так как определение понятия «еврей» по расовым признакам там частично еще не существует80.

        Последовательный захват территорий с компактным проживанием крымских караимов (Польша-1939; Франция-1940; Литва, Украина, Крым-1941), расширение и дополнение основных положений расистской теории на протяжении всего периода существования нацизма в Германии, необходимость проведения все новых «расовых проверок» и исследований, обусловленных расширяющейся оккупационной зоной, увеличивающей перечень народов, подлежащих к рассмотрению на предмет этнической принадлежности, и, в частности, исповедовавших в различных формах иудаизм (кавказские таты, потомки чалдинов в Грузии, центрально-азиатские джугути, венгерские субботники и др.), – все это объясняет причину проведения нацистами нескольких расовых исследований по крымским караимам в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн в соответствии с основными идеологическими установками Третьего рейха.


Примечания

 


  • Константин Ефетов. «Жизнь летучих мышей». Стихотворения.
  • 13 декабря в Мелитополе состоялась встреча караимов с Чрезвычайным и Полном ...
  • Прекрасный юбилей!
  • Ефетов Константин Александрович. Шеф говорил… Стихотворения. – Симферополь, ...
  • Караимское вероисповедание – караизм
  • Крымские караимы в Великой Отечественной войне. К 70-летию Победы.
  • Обучение в ВУЗах Турции
  • «Я ГОТОВ СЛУЖИТЬ НАЦИИ И РЕЛИГИИ…»
  • В.С. Кропотов. Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй ...
  • Презентация в библиотеке им. А.С.Пушкина

  •  

     

    Добавление комментария
     

     

    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



     
     

     

     

    Translate site to:
       
     

     

     
    Что бы Вы хотели здесь увидеть?

    Больше фото Караимов!
    Больше исторических фактов
    Больше про религию
    Больше про язык караимов


     
     

     

     
    «    Декабрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31

     
     

     

     

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru