Логин
Пароль
 







 

 

 
 

 

 

 
 

 

В.С. Кропотов Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн Краткий очерк. Примечания, список литературы

 

 

 

 

 

 

В.С. Кропотов

Крымские караимы1 на оккупированных территориях

в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн

Краткий очерк2


примечания, список литературы


Примечания

1.В большинстве публикаций, посвященных малочисленному крымскому народу, используется термин «караим», что не совсем верно, так как он может применяться по отношению к приверженцам караимской религии любой национальности (арабам, евреям, русским и т.д.). В отношении крымской этнической группы корректнее, а с научной точки зрения и правильнее употребление термина «крымские караимы» (крымские караимы-тюрки, крымские караи), под которыми следует понимать этнос, сформированный и по настоящее время проживающий в Крыму, а также часть крымских караимов, переселившихся на Западную Украину (середина XIII в.) и в Литву (конец XIV в.). В очерке употребляется в основном термин «крымские караимы», но использование в работе упоминавшихся публикаций вынуждает применять присущую им терминологию. Об особенностях употребления терминологии по отношению к крымско-караимскому народу см Баранов И.А. «Самоназвание и термины национального именования крымских караимов-тюрков (крымских караев)» //Крымские караимы. Историческая территория. Этнокультура. Симферополь: Доля, 2005, - с.128 - 129.

2. В сокращенном виде основные положения публикации были изложены автором в книге «Военные традиции крымских караимов» (Кропотов В.С. Военные традиции крымских караимов. Симферополь: Доля, 2004, - с.115 - 127). В представленной работе значительно расширен объем использованного материала и источников. Однако изложенное, безусловно, далеко от исчерпывающего охвата рассматриваемой темы и  соответствует краткому очерку.

3.Ungarische Jahrbucher.- Berlin. 1929, - T.9. - s.321 - 324; Der Islam-Berlin, 1927. - T.16, №1 - 2 - s 30 - 33.

4.Профессор Вильгельм Юлиус Банг (1869 - 1934). Один из крупнейших европейских ученых-тюркологов конца XIX - начала XX веков. Создатель всемирно известной тюркологической школы.

5. Bang W.Jezyk karaimski na uniwersytecie berlinskim//Mysl Karaimska. - 1931. - №3 - 4 - s.71.

6.Коррадо Джини (1884 - 1965) – известный итальянский ученый XX столетия. Социолог, статистик, демограф, экономист. Автор книги «Научные основы фашизма» (1927). Являлся президентом итальянских социологического и статистического обществ. Член Академии ден Линчеи (1962). Создатель международного демографического журнала «Генус» (1934), редакцию которого возглавлял до самой смерти. В 1957 году награжден «Золотой медалью» за выдающийся вклад в развитие итальянской науки.

7.«…Председатель «Comiteto italiano per lo studio dei Proplemi della Popolazione» (Итальянского комитета по изучению вопроса о народностях) проф. Коррадо Джини, заинтересовавшись этническим происхождением караимов, прибыл в 1934 году в Польшу во главе экспедиции и исследовал караимов не только во всех четырех общинах (в отличие от проф. Райхера, изучавшего только в двух общинах, – г. Трок и Вильно), но и проехал в тогдашнюю Литву для исследования тамошних караимов. Результаты изучения проф. Джини опубликовал в журнале «Genus», органе комитета, председателем которого он состоит, под заглавием «J Caraimidi Poloniae е di Lituania» (Genus, Roma, 1936. №2). Статья в 58 страниц составляет половину всесторонней работы этого ученого. На стр. 58 отдельного оттиска этого труда опять караимов сближают с чувашами – народом, который ученые признают также за остаток хазарского народа в бассейне Волги». (Шапшал С.М. Караимы СССР в отношении этническом. Симферополь: 2004, - с.19).

8.Коджак Еремей Давидович. Родился в 1894 г. в Севастополе. Офицер. Участник Первой мировой войны. Получил тяжелое ранение на Западном фронте. После излечения продолжал службу адъютантом Крымско-конного полка. Участник белого движения. Эмигрант. Перед началом Второй мировой войны проживал в Париже. Умер в Вильямбле близ Орлеана в 1960 г.

9.Коджак М.Б. Караимы. Исторический очерк о караимах крымских и польских (рукопись). Сан-Пауло, 1979, - с.36. Архив ОО «РНКА крымских караимов РК». Автор очерка Коджак Михаил Бабакаевич (1897. Севастополь - ?). Архитектор. Окончил реальное училище в Москве (1914). 1914 - 1916 гг. обучался в Рижском политехническом институте. Выпускник военного училища в Иркутске. С 1916 г. на румынском фронте. В годы гражданской войны воевал на стороне белых в отрядах атамана Семенова. Эмигрант. Закончил в 1921 г. «Еколь Спесиаль д`Аршитектир» в Париже. Автор многочисленных архитектурных проектов, реализованных в Париже и других городах Франции. Один из создателей так называемой «архитектуры выставок» и концепции «динамической архитектуры».

10.Дуван Семен Эзрович  (1870 - 1957). Представитель старинного караимского рода. Городской голова Евпатории (1906 - 1910 и 1915 - 1917), председатель Евпаторийской земской управы (1910 - 1914). Радикальные преобразования, осуществленные С. Дуваном в начале ХХ столетия, коренным образом изменили город и позволили получить Евпатории в 1916 году официальный статус курорта Всероссийского значения. Известен также как один из крупнейших благотворителей в истории города. Награжден царскими и иностранными орденами. С 1917 года эмигрант. Проживал с семьей во Франции. В сентябре 1938 года, заручившись поддержкой Русского эмигрантского Бюро и епископа Берлинского и Германского Серафима, совершил поездку в Берлин. Им были направлены два обращения на имя министра внутренних дел по вопросу определения статуса караимов в фашистской Германии. Итогом проделанного был официальный ответ Рейхсдепартамента по генеалогическим исследованиям, удостоверяющий, что германскими властями крымские караимы не отождествляются по этническим признакам с семитами. Официальное «разъяснение», полученное С. Дуваном 5 января 1939 г., имело важное значение для окончательного решения «караимского вопроса» в дальнейшем.

11.Валла (Vallat) Ксавер (1891 - 1972), французский коллаборационист. Участник Первой мировой войны, офицер пехоты; был тяжело ранен, ему ампутировали ногу. В 1919 - 1936 г.г. депутат Национального собрания от католического консервативного движения. Активный член «Акцьон Франсез». Выступал с требованием исключить евреев из политической жизни Франции. В марте 1941-го назначен французским генеральным комиссаром по еврейским вопросам (Commissariat General Questions Juives; CGQJ), руководил разработкой антиеврейского законодательства и созданием особых антиеврейских частей полиции правительства Виши. В то же время Валла занимал последовательную антигерманскую позицию и в мае 1942 был заменен Л. Даркье. После окончания войны арестован. Высший суд юстиции в Париже учел, что Валла был инвалидом войны, и 10.12.1947г. приговорил его к 10 годам тюремного заключения. В 1950-м освобожден (Залесский К.А. Кто был кто во Второй мировой войне. Союзники Германии. Москва: Астрель – АСТ, 2003, - с.77 - 78).

12.Сарач Михаил Семенович (1910 - 2000). Юрист, специалист в области караимоведения, академик Российской Академии Естественных наук. Семья М. Сарача эмигрировала в годы гражданской войны во Францию, где он и прожил до конца жизни. В годы Второй мировой войны - офицер французской армии, а в период оккупации Франции – участник движения Сопротивления. Автор научных исследований по ранней истории и религии караимов. Инициатор издания, спонсор и главный редактор Караимской народной энциклопедии. В 90-е годы активно занимался благотворительностью, оказал материальную поддержку и выделил значительные средства на ремонт Малой кенасы в Евпатории, вел издательскую, культурно-просветительскую работу, помогал малообеспеченным караимам…

13.Сарач М.С. Российская эмиграция и крымские караимы во Франции. // Крымские караимы. Происхождение, этнокультура, история. Симферополь: Доля, 2005, - с.97 - 98.

14. Там же, с.98.

15.«…Католическая церковь, со своей стороны, определяет ее следующим образом: «Религия караимов практикуется небольшим числом русских (имеются ввиду караимы - выходцы из России - В.К.), обосновавшихся во Франции после революции. Она рассматривается Римско-католической церковью как совершенно автономная, более родственная исламу, чем иудейской религии». (Караимская народная энциклопедия. Т-2. Вера и религия: Париж, 1996, - с.15).

16. «Российская Православная Церковь рассматривала всегда караимскую религию как совершенно самостоятельную и никогда не смешивала ее с еврейской религией. Караимская религия признает Ветхий Завет с десятью заповедями, входящий в другие монотеистические религии (например, мусульманскую), признает Иисуса Христа и Магомета великими пророками и отвергает Талмуд, который является основой и главным содержанием еврейской религии. По этим основаниям караимы никогда не смешивались российскими императорскими законами с евреями и пользовались всеми правами коренного населения, которыми евреи не пользовались, - например, производились в офицерские чины, допускались в привилегированные учебные заведения и проч.» (там же, с.13).

17.«Караимское вероучение, по признанию Русской Православной Церкви, рассматривалось как совершенно обособленная религия. Рядом законодательных актов русское правительство подтверждало полную  религиозную обособленность караимской религии и предоставляло караимам все права русских граждан, без всяких ограничений» (там же, с. 13 - 14).

18. Абданк-Коссовский Владимир Конкордович (1885 - 1962). Представитель древнего славянского рода (восходящего к VIII веку), востоковед, историк, филолог, журналист, военный инженер. Окончил Лазаревский институт восточных языков, Александровское военное училище, историко-филологический факультет Новороссийского университета. Владел 14 языками. Убежденный монархист, полковник, Георгиевский кавалер. Россию покинул с армией Врангеля в 1920 г. В эмиграции, несмотря на тяжелые условия жизни, продолжал заниматься наукой и журналистикой. А-К. был крупным специалистом по русской эмиграции. Хорошо знал эмигрантов – крымских караимов, в большинстве – бывших офицеров российской армии, среди которых более десяти Георгиевских кавалеров. (По материалам А.К. Клементьева, С-Петербург. Къырым Къарайлар №3 (1371) от 13.01.2010 г).

19. Абданк-Коссовский В.К. Караимы. Парижский вестник от 13.11.1943 г, с.3 - 7.

20.Монтандон Жорж Алексис (1879 - 1945) французский антрополог, один из создателей теории ологенизма, теоретик расизма. В конце 20-х - 30-е годы ХХ века активно сотрудничал с крайне правой националистической организацией «Акцьон Франсез». Влиятельный советник при CGQJ. В годы вишистского правления возглавлял Институт по вопросам евреев и этно-расовым проблемам». В 1941 - 1944 гг. издавал созданный им же журнал «L`Ethnie francaise» (Французская этнология).

21.Warre Creen. The Fate of Oriental Jews in Vichy France (Судьба восточных евреев в вишистской Франции).Wiener Library Bulletin, 32 (1979): 49-50.

22.В это время CGQJ возглавлял Даркье де Пелепуа (1897 - 1980), французский коллаборационист. В 1937-м основал и возглавил антиеврейское движение (Rassemblement antijuif). Убежденный расист и антисемит. В 1940 приветствовал создание правительства Виши. В мае 1942 года сменил К. Валла на посту французского генерального комиссара по еврейским вопросам. В 1942 - 1944 руководил всеми мероприятиями правительства Виши, направленными против евреев, активно сотрудничал с германскими спецслужбами. Организатор массовых депортаций французских евреев с подконтрольных правительству Виши территорий Франции (большинство было вывезено в Освенцим). В феврале 1944-го бежал в Испанию. 8.09.1944г. французские власти выдали ордер на его арест. В октябре 1944-го французским судом в Лиможе приговорен заочно к смертной казни. 10.12.1947г. приговор еще раз подтвержден, однако испанские власти отказались выдать Даркье Франции. (Залесский К.А.: указ. соч., - с.114).

23.Здесь имеется ввиду Нюрнбергский процесс по делу об айнзатцгруппах, восьмой из двенадцати последующих (после главного) нюрнбергских процессов над нацистскими преступниками, проведенных по инициативе США в Нюрнберге. Время проведения: сентябрь 1947-го – апрель 1948 г.

24.Олендорф Отто (1907 - 1951) - один из руководителей карательной системы Германии, группенфюрер СС (1944). В 1925-м вступил в НСДАП и СА. В 1926 перешел на службу в СС. 27.09.1936 г., когда начало формироваться Главное управление имперской безопасности (РСХА), переведен в СД и возглавил 3-е управление РСХА, ведавшее службой безопасности. В июне 1941-го назначен начальником айнзатцгруппы «Д» (Украина, Крым). В июле 1942 г. вернулся в Берлин. В мае 1945-го арестован союзниками. На 8-м процессе Американского военного трибунала по делу оперативных групп СД был признан виновным в уничтожении 91 тыс. чел. и 10.04.1948г. приговорен к смертной казни. Повешен  8.06.1951 г. (Залесский К.А. Вожди и военачальники Третьего рейха. Москва: Вече, 2000, - с.295 - 296).

25.Patrik von zur Muhlen. “Zwischen Hakenkreuz und Sowetstern” . Der Nationalismus der sowjetischen Orientvolker im Zweiten Weltkrieg. Bonner Schriften zur Politik und Zeitgeschichte. Dusseldorf: 1971, - s 50 («Между свастикой и советской звездой». Национализм советских восточных народов во Второй мировой войне. Боннские записки о политике и истории. Дюссельдорф: 1971, с.50).

26. В начале ХХ века в России более 1000 славян исповедовали караимскую религию (в некоторых публикациях иногда намеренно, а иногда по неведению их отождествляют с субботниками). Наиболее крупные общины были в станицах Михайловской и Родниковской (Кубань), в Царевском уезде  (Астраханская губ.) и в селе Пришиб (Бакинская губ.). На религиозном и национальном съездах крымских караимов, проходивших в Евпатории в 1917 году, присутствовал Исай Шутов, делегированный в Евпаторию от кубанцев. Ему было поручено изложить прошение кубанцев к крымским караимам о принятии их «в свой круг» и присоединении к округу Таврического Караимского Духовного Правления (с аналогичным ходатайством к съездам обратились и русские караимы из Астраханской губернии). Было решено организовать для всестороннего изучения вопроса специальную комиссию из представителей духовенства и интеллигенции с выделением значительных средств для обеспечения ее работы. Начавшаяся революция не позволила реализовать решения съездов.

Подробнее о русских караимах см: Полканова А., Полканов Д. Славяне караимской веры. //Крымские караимы. Историческая территория. Этнокультура. Симферополь: Доля, 2005, - с.58 - 65.

27. Воспоминания Д. Сапуновой записаны с ее слов в 1998 г. по месту проживания: Сакский район, с. Лесновка, ул. Шевченко, 29. Архив Ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар».

28.Книга Памяти Республики Крым. Т.5. Симферополь: Таврида, 1995, - с.503.

29.ГАРК Ф.156, оп. 3, д. 37, л. 83.

30.Полканов Александр Иванович (1884 - 1971). Закончил духовное училище и семинарию, Петербургский университет. Начальник Крымохриса. Бессменный ученый секретарь Российского общества по изучению Крыма (РОПИК). Член Союза художников СССР. Автор многих публикаций по Крыму. В том числе: «Севастопольское восстание 1830 года», «Самокиш», «Пешком по Крыму», путеводители («Судак» выдержал дюжину изданий) и другие работы. Находясь в оккупации, с риском для жизни сохранил в тайниках музейные ценности, за что отмечен после освобождения Симферополя командованием советской армии и властями. Но вскоре был незаслуженно лишен свободы. Реабилитирован в 1956 г. Внес большой вклад в изучение культуры крымских караимов. Работа, написанная в 1942 году, издана в Париже:  «Крымские караимы (караи) – коренной малочисленный народ Крыма», 1995 г. – 246 с. А. Полканову посвящены публикации члена-корр. АН УССР С. Бибикова, проф. В. Козлова, археолога В. Кутайсова и др., мемориальная доска на здании духовной семинарии в Симферополе.

(«Видный исследователь Крыма и культуры его коренных  народов». Къырым Къарайлар №8 (58), август 2009 г.).

31.Ходжаш Самуил Моисеевич (1881 - 1942). Родился в Кременчуге. В Крыму жил с 1908 г., в Евпатории с 1922 г. Выпускник Новороссийского университета 1904 г.). Один из лучших юристов довоенного Крыма. Автор ряда научных работ по юриспруденции. Зимой 1942 г. неоднократно обращался к оккупационным властям с разъяснениями о происхождении крымских караимов. Деятельность С. Ходжаша сыграла немаловажную роль в судьбе караимов Крыма. Известность С. Ходжаша в Крыму дала основание оккупационным властям предложить ему должность Городского головы Евпатории. После категорического отказа арестован 26 марта 1942 года и расстрелян.

Подробнее о С. Ходжаше см: Ельяшевич Б.С. Караимский биографический словарь // Материалы к серии «Народы и культуры». Выпуск XIV, книга II. М: РАН, 1993, - с. 202 - 204.

32. Протоиерей Симеон Стариков. «О крымских караимах» // «Православная жизнь». Ежемесячное приложение к журналу «Православная Русь». №5, 1966, - с.6 - 10. Holi Тrinity Russian Orthodox Monastery Jordanville, New York. 13361.U.S.A.

33. Ялпачик Гелий Семенович (1912 - 1993), инженер-механик, кандидат технических наук. Родился в Бахчисарае. Составитель «Русско-караимского словаря» (опубликован в 3-м томе Караимской народной энциклопедии, М. 1997), автор русско-караимского разговорника, «21 урок караимского языка – крымский диалект» (Мелитополь, 2001). До войны жил в Мелитополе и преподавал в институте механизации сельского хозяйства. По состоянию здоровья не смог эвакуироваться с институтом, оставшись в оккупации. Краткая историко-этнографическая справка о караимах, составленная Т. Ялпачиком 10 - 13 октября 1941г. по требованию мелитопольского отдела СД (по распоряжению старшего офицера СД, руководившего в Мелитополе акциями массового уничтожения, для подготовки материала был установлен трехдневный срок), сыграла значительную роль в судьбе мелитопольских караимов.

34.Из воспоминаний Г.С. Ялпачика (1991 г.) о событиях в Мелитополе в октябре 1941 года. Архив ОО «РНКА крымских караимов РК».

35. Кокенай Борис Яковлевич (1892 - 1967), известный исследователь языка, истории и культуры крымских караимов. Родился в Феодосии. С 1921 г. проживал в Ростове. Владел караимским, крымскотатарским, турецким, арабским, немецким и французским языками. Автор караимско-русского словаря. Статьи Б. Кокеная по истории и культуре крымских караимов публиковались в журналах «Мысль караимская» (Вильнюс), «Карай Авазы» (Луцк), «Онормах» (Паневежис) и др. Часть национального наследия Б. Кокеная и богатейшее собрание древних рукописей, книг, фольклорного материала находится в библиотеке Вильнюсского университета и в отделении Института востоковедения в Санкт-Петербурге. Проживал в 1942 году в оккупированном Ростове Б. Кокенай, совместно с юристом М. Демидовым отстаивал перед немцами свою позицию по вопросу этнической принадлежности караимов. Он представил научные материалы, перевел на немецкий язык отрывки собственного сочинения «Крымские караимы», тем самым внес свою лепту в избавление караимов от уничтожения.

36. Из воспоминаний Б.Я. Кокеная (1964 г.) о событиях в Ростове в августе 1942 года. Архив ОО «РНКА крымских караимов РК».

37.Черникова Т.Г. Не могу ни забыть, ни простить…// Материалы к серии «Народы и культуры». Выпуск IV Караимы. Книга 1. М: РАН, 1992, - с.105 - 106.

38.Воспоминания Харченко (Еды-Айлык) Б.И. (1992 года). Архив ОО «РНКА крымских караимов РК».

39.Розенберг Альфред (1893 - 1946), партийный деятель, руководитель оккупационного режима на захваченных территориях СССР, рейхслейтер. В 1930 г. опубликовал свой труд «Миф ХХ века», считавшийся теоретическим обоснованием национал-социализма (хотя официально не признанный таковым). 17.07.1941 г. на основании указа Гитлера «О гражданском управлении в оккупированных восточных областях», под руководством Р. было сформировано Имперское министерство по делам оккупированных восточных территорий. По окончании войны арестован. В качестве главного  военного преступника предстал перед судом Международного военного трибунала в Нюрнберге. Приговорен к смертной казни. Повешен. (Залесский К.А. указ. соч. с.340 - 343).

40. «С точки зрения расы караимы не едины. Население Крыма, из которого образовалась тогдашняя караимская религиозная группа, уже тогда испытало влияние с совершенно различных сторон. С одной стороны, внутриазиатская раса, с другой - восточная раса встретились в Крыму. Следует также констатировать влияние монголоидной расы. Иногда наблюдаемое голубоглазие караимов объясняется влиянием крымских готов. Этим отличаются караимы от описанных татар, благодаря более ярко выраженной доле переднеазиатской расы. От восточных евреев караимы отличаются широко выраженными внутриазиатскими и монголоидными расовыми признаками, а также редко проявляющимися признаками европейских рас, которые часто наблюдаются у евреев» (Steiniger F.Bieder von Karaimen und Tataren in Ostlande// Natur und Folk, 1944, 10, s. 39 - 48. Перевод с немецкого Т. Шкандрий).

41.Шапшал Серайя Маркович, Хаджи Серайя хан Шапшал (1873 - 1961), последний гахан (гахам) – духовный и светский глава крымских караимов, крупный ориенталист-тюрколог, историк, дипломат, доктор филологических наук, профессор, член Польской и Краковской академий наук. В 1899 году окончил восточный факультет Санкт-Петербургского университета. В 1900 - 1908 гг. наставник наследника шахского престола в Иране. В 1915 - 1919 гг. Таврический и Одесский караимский гахам. С 1919 по 1928 гг. в эмиграции (Турция). В 1927 году избран гахамом литовско-польских караимов. С этого времени постоянно проживал в Литве. На посту гахама до 1940 г. Научное наследие С. Шапшала содержит более 100 работ. В 1961 г. его архив был передан А.Н. Литовской СССР – 145 единиц хранения - рукописи, оригиналы и копии, публикации и переводы. За заслуги перед Россией, Ираном и Польшей награжден  орденами Льва и Солнца (Иран); Анны, Станислава (Россия); Полония Реститута (Польша) и др. Скончался и похоронен в Вильнюсе (по материалам биографического очерка Кальфа А. Хаджи Серайя хан Шапшал. Симферополь, 2010 г.). Подробнее о С.Шапшале см сборник: Хаджи Серайя хан Шапшал – выдающийся сын караимского народа. Симферополь: Доля, 2010, - 176 с.

42.Письмо  С. Шапшала  Б. Кокенаю от 29.11.1944 г.  Воспоминания Б. Кокеная с.71 - 72, архив ОО «РНКА крымских караимов РК».

43. Пилецкий Ш. Традиционные караимские праздники в Тракае в годы Второй мировой войны. // Крымские караимы. Историческая  территория. Этнокультура. Симферополь: Доля, 2005, - с. 56 - 57.

44. Friedman Philip. The Karaites under Nazi Rule//On the Track of  Tyranni. London: 1960, p.p.97 - 123. «Караимы под властью нацистов». Лондон: 1960, с.97 - 123.

45.Фридман Филипп (1901 - 1960). Еврейский историк. Окончил Еврейский учительский институт во Львове (1922) и Венский университет (1925). В 1920 - 1930 гг. преподавал еврейскую историю в Лодзи и Институте еврейских исследований в Варшаве. В 1941 - 1944 гг. находился во Львове до освобождения города Красной Армией. В 1944 - 1946 гг. – основатель и директор  Центральной еврейской исторической комиссии в Лодзи. С 1948 г. проживал в США. Преподавал еврейскую историю в Колумбийском университете. Специалист по истории евреев Польши. Докторская диссертация «Евреи Галиции в борьбе за равноправие 1848 - 1868» (1929). В послевоенный период посвятил себя исследованию Холокоста.

46.Фридман Ф., указ. соч., с.114.

47.Письмо Дагмар Крюгер (Берлин – Ланквиц, Корнелиусштрассе, 13) от 11 мая 1943 г. (копия). Архив ОО «РНКА крымских караимов РК».

48.Фридман Ф., указ. соч. с.114.

49.Специальные исследования по рассматриваемой теме отсутствуют. То, что крымские караимы не преследовались немцами на оккупированных территориях и не подвергались акциям геноцида, – факт, давно установленный документально и подтвержденный, прежде всего, жившими в послевоенный период несколькими тысячами караимов, находившихся в годы войны на территориях, которые были захвачены вермахтом. Несмотря на это, нередко можно встретить в периодике и научно-популярных изданиях упоминания о якобы имевших место массовых расстрелах караимов. Трудно сказать, чего здесь больше - неведения или умышленного искажения исторического прошлого малого народа?! Например: «…в силу ряда обстоятельств в идеологическом руководстве Третьего рейха было принято решение не считать их евреями. Однако караимы, проживавшие в Киеве, разделили участь евреев, убитых в Бабьем Яру» (документальные свидетельства о массовом уничтожении караимов Киева в Бабьем Яру отсутствуют - В.К.). Источник: Тюркские народы Крыма: караимы, крымские татары, крымчаки.// Отв. ред. С.Я. Козлов, Л.В. Чижова. М: Наука, 2003, - с.5. Встречаются и достаточно выверенные оценки ситуации: «…караимы с некоторой неохотой (а должны были с охотой?! - В.К.) были признаны не семитским населением (удивительно точно использован по отношению к малому народу термин «не семитское население»?! - В.К.) и, как следствие, за исключением отдельных случаев в небольших и удаленных общинах (Киев, Краснодар, Посволь) практически полностью избежали ужасов Холокоста». Здесь, если не обращать внимания на стиль, в целом все правильно. Источник: Кизилов М., Михайлова Д. Хазары и хазарский каганат в европейских националистических идеологиях и политически ориентированной научно-исследовательской литературе // Хазарский альманах. Т. З. Киев - Харьков, 2004, - с.51.

Опять же – либо неведение, либо определенная направленность, преследующая цели дискредитации народа, порой прослеживаются и в художественной литературе.

В известной повести А. Кузнецова «Бабий Яр» эпизод, связанный с караимами, описан следующим образом: «Разнесся слух, что где-то тут прошли караимы (я в первый раз слышал это слово, понял только, что это что-то вроде секты) - древние старики в хламидах до пят, они всю ночь провели в своей караимской синагоге, вышли и проповедовали: «Дети, мы идем на смерть, приготовьтесь. Примите ее  мужественно, как принимал Христос» (Кузнецов А. Бабий Яр. «Юность», 1966, 8, с.21). В первый раз персонаж повести «слышит это слово», но сразу понимает, что это секта?! Хламида - это вообще-то одежда древних греков в виде  плаща, а в переносном смысле – нескладная одежда. Видимо, по мнению А. Кузнецова, именно такую,  нескладную и длинную, носили караимские старики. Караимский храм называется кенасой, и именно из нее, а не из синагоги могли выйти вышеупомянутые старики. Но в 1941 году это было исключено, т.к. построенная (1893 - 1901 гг.) по проекту известного архитектора Владислава Городецкого (1863 - 1930) и открытая для богослужения в 1902 году кенаса была закрыта в 1922 году. Впоследствии здесь находились различные учреждения, а перед самой войной располагался ансамбль песни и танца. И, наконец, вряд ли, даже в качестве примера, караимские старцы вспоминали бы Христоса (все же, не христиане).

Не менее впечатляюще описаны крымские караимы в рассказе Юрия Милославского  «От шума всадников и стрелков» («Дружба народов», 1991, №12 с.170 - 173)

«Было также племя караимов – низкорослое, черноватое, сплошь пережененное на двоюродных сестрах. (И действительно, на ком еще могли жениться караимы, как не на двоюродных сестрах?! - В.К.). Когда поджало, караимские старейшины-богословы выпростали из тряпичной рухляди древние трактаты и манускрипты, погрузили их на телегу, туда же взлезла избранная делегация и отправилась в Симферополь. В столице АССР богословы достучались до главного специалиста по национальному вопросу при штабе оккупационных сил. Как интеллигентные и образованные люди интеллигентному и образованному человеку доказали делегаты специалисту: никакого отношения к врагам они не имеют. Прошло» (с.173). Надо полагать, что лишь обладая глубокими познаниями о крымских караимах и их истории, недюжинным умом и присущей талантливым писателям высокой культурой и деликатностью, можно было создать всего в нескольких  строках столь яркий, запоминающийся образ народа, который не может не вызвать у читателя чувства симпатии. Видимо, учитывая это, редакция журнала «Дружба народов» и опубликовала рассказ Ю. Милославского на своих страницах, считая, что подобные публикации как раз и способствуют укреплению того, что обозначено в названии издания. Помимо прочего, и руководство оккупационных властей в лице «главного специалиста по национальному вопросу» представлено, мягко говоря, недалеким, поверившим каким-то туземным вырожденцам, которые приехали на телеге и привезли (на этой же телеге!) какие-то трактаты и манускрипты, извлеченные из тряпичной рухляди. Безусловно, художественные произведения не могут быть использованы при установлении и описании исторических фактов, но о направленности в изложении событий нередко свидетельствуют достаточно красноречиво.

50. Green Warren. The Fate of the Crimean Jewist Communities: Ashkenazim, Krimchaks and Karaites // Jewish Social Studies XLVI, 1984, p.p.169 - 176.

51.Фридман Ф., указ. соч., с.116.

52.Грин У, указ. соч. с.169.

53.Нюрнбергский процесс. Сборник материалов в 8-ми томах. М: Юридическая литература, 1987, т. 3, с. 566.

54.Синани Арон Иосифович (1889 - 1944). Врач. Расстрелян 8 марта 1944 г. в Симферополе за отказ  дать информацию о научно-исследовательских  работах в области гипноза, которые проводились в Симферопольском мединституте в довоенный период. Архив Ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар».

55.Ходжаш Арслан Федорович (1918 - 1943). Севастополец. Учитель физики и математики. Продолжал преподавательскую деятельность в годы оккупации. Покончил с собой, узнав, что оккупационные власти решили наградить его медалью как одного из лучших учителей города. Выбросился из окна школы 9.05.1943 г. (Фуки А. Караимы – сыновья и дочери России. М: Интерпринт, 1995, с.118).

56. Грин У., указ. соч. с.173.

57. Брандт (Brandt) Карл (8.01.1904 – 2.06.1948), государственный деятель, врач, генерал-полковник медицинской службы, генерал-лейтенант войск СС и группенфюрер СС (20.01.1944 г.). С 25.08.1944 г. – имперский комиссар здравоохранения и медицинской службы. Занимая высокие посты, Б. непосредственно контролировал ряд исследований, в том числе и проводившиеся в концлагерях эксперименты по влиянию на человека низких температур – что приводило к гибели людей… Причастен к проведению программы «эвтаназии»…

23.05.1945 г. арестован английскими войсками. 28. 10. 1946 г. Брандт предстал перед 1-м Американским военным трибуналом по делу медиков. Был признан виновным в руководстве экспериментами над узниками концлагерей… 19.07.1947 г. был приговорен к смертной казни… Повешен (Залесский К. А., - указ. соч., с. 51 – 52).

58. Там же, с.173 - 174.

59.Списки крымских караимов СССР, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и в партизанских отрядах по состоянию на 2005 год, опубликованы в КНЭ Караимская народная энциклопедия. Санкт-Петербург, 2006, том 5, с.410 - 418.

60.Сарач М.С., указ. соч. с. 97.

61.Zajončkovskis. M. Karaimai kariuomenéje. Vilnius: Lietuvos nacionalinis muziejus, 2000, - 87s.

62.Єшвович Яніна. Галицька караїмська громада в ХХ ст.// Караїми Галича: Історія та  культура. Матеріали міжнародної конференції. «Сполом» - Національний заповідник «Давній Галич»: Львів-Галич, 2002, - с. 6, 7.

63.Зіньковський Петро (Івано-Франківськ). Участь галицьких караїмів у визвольних змаганнях 40-х років ХХ ст.. // Караїми Галича: історія та  культура, - с.140 - 141.

        В сообщении  П. Зиньковского, основанного на архивном деле № 9388 п архива СБУ по Ивано-Франковской  области, рассказывается о члене ОУН Елене Самойловне Леонович (1890 - 1967), осужденной в 1948 г. на  25 лет лагерей (освобождена в 1954 ), и о ее дочери Анне Иосифовне, также члене ОУН 1925 г.р., погибшей во время боя с сотрудниками НКВД в 1949 году.

64.Родство крымских татар с караимами, проявляющееся в языке, обычаях, традициях, фольклоре, некоторых антропологических особенностях и т.д., отмечалось в довоенный период и советскими властями, что находило отражение, как в отдельных официальных документах, так и в ряде публикаций, а в  Крыму было присуще местной, региональной ментальности. Сходством с крымскими татарами  скорее всего объясняется депортация  части крымских караимов, так как официального «постановления» по ним не было: «В 1944 году наряду с крымскими татарами, армянами, болгарами и греками частично были депортированы и крымские караимы. Причем без каких-либо официальных приказов или распоряжений. Из Крыма выслали более тридцати семей (свыше ста человек). В абсолютном выражении цифра, казалось бы, невелика, но для малочисленного народа, коим являются караи, ощутимая. Пострадали, в основном, жители Ялты, Керченского полуострова и района Феодосии. Одних депортировали с крымскими татарами, других немногим позже – с армянами, болгарами и греками» (Ормели В. - председатель Ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар». Из более чем сотни людей вернулись единицы. Къырым Карайлар, №3, 14 мая 2005 г.).

65.Романько О.В. Крымскотатарские добровольческие формирования в германских вооруженных силах (1941 - 1945) // Историческое наследие Крыма №№ 6 - 7. Симферополь, 2004, - с.153: со ссылкой на сборник Крым в годы Великой Отечественной войны. Симферополь: 1994, - с.161 - 162.

66. Романько О.В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. М: Транзиткнига, 2004, - с.217 - 218.

67. «В верховном руководстве Германии наблюдалось отсутствие единого подхода в решении вопроса о будущем полуострова. Если часть сотрудников МИД придерживалась мнения о необходимости предоставления крымским татарам некого подобия автономии, то руководство СС требовало радикальных мер по очистке территории полуострова от расово-«неполноценного» населения и его дальнейшей германизации. В июне 1942 г. Альфред Фрауенфельд* направил на имя А. Гитлера обширный меморандум о будущем устройстве Крыма, в котором он предлагал переселить в Крым немецкое население из Южного Тироля. 2 июля 1942 г. Гитлер заявил, что  считает это предложение весьма полезным… Для обоснования исконной принадлежности Крыма Германии в июне 1942 г. А. Фрауенфельд организовал археологическую экспедицию, руководителями которой были назначены бригаденфюрер СС фон Альвенслебен и армейские  офицеры полковник Кальк и капитан Вернер Баумельбург. Было проведено обследование окрестностей Бахчисарая и средневековой крепости Мангуп-Кале… В июле 1942 г. германское руководство окончательно отказалось от плана предоставления крымским татарам самоуправления. 27 июля в ставке «Вервольф» во время ужина с постоянным представителем МИДа  бригаденфюрером Вальтером Хевелем А. Гитлер заявил о своем желании «очистить» Крым» (Ефимов А. Некоторые аспекты германской оккупационной политики в отношении крымских татар.// Профи. Москва, 1999, №6 - 7, с.16 – 20).

* Фрауенфельд Альфред Эдуард (1898 - 1972), партийный деятель, один из руководителей оккупационных органов на территории СССР. С началом войны был прикреплен к Имперскому министерству восточных оккупированных территорий для замещения руководящих должностей. С 1.09.1943 г. генеральный комиссар Крыма.  (Залесский К.А. указ. соч., - с.381 - 382).

68.Романько О.В. Крымскотатарские добровольческие формирования в германских вооруженных силах (1941 - 1945) // Историческое наследие Крыма. №6 - 7. Симферополь, 2004, с.152.

69. ГАРК. Ф156, оп.1, д.34, л 32 - 33.

70.Мюйлен П., указ. соч. с.49.

71.Там же, с.51.

72.По требующей уточнения информации, руководители общества по окончании войны были осуждены в Советском Союзе. В числе руководителей был осужден за коллаборационизм и караим Михаил Ковшанлы. (скорее всего, тот самый, что присутствовал на 70-летии С. Шапшала в Литве в 1943 году).

73.Калманович Зелик Хирш (1885 - 1944), еврейский ученый, специалист по идишу, редактор, переводчик. Учился в Берлинском и Кенигсбергском университете. В 20-е годы занимался преподавательской и издательской работой в Минске, Риге, Паневежисе. С 1929 года проживал в Вильно, где был членом правления И.В.О. (Еврейский научно-исследовательский институт языка идиш. Основан в Вильно в 1925 г.) и редактором бюллетеня «Иво-Блетер». По праву считается одним из крупнейших еврейских филологов первой половины ХХ столетия. После оккупации Прибалтики был заключен в Вильнюсское гетто, откуда в 1943 году перемещен в концлагерь в районе г. Нарва (Эстония) и затем в другой концлагерь, где скончался в 1944 году. Значительная часть научного наследия З. Калмановича в годы войны погибла, но сохранилось несколько десятков статей, переводы. Дневник, который вел З. Калманович на иврите, находясь в гетто, опубликован на языке оригинала в Тель-Авиве в 1977 г.

74.Фридман Ф., указ. соч. с.110.

75.Балабан Меир (1877 - 1942), историк польского еврейства. Изучал право, философию и историю во Львовском университете. Доктор наук (1904). С 1936 г. профессор Варшавского университета. В 1920 - 1930 гг. руководил Варшавской раввинской семинарией, преподавал еврейскую историю (с 1928 г.) в Варшавском университете. Один из основателей Института еврейских исследований в Варшаве (1927). М. Балабану принадлежит множество научных публикаций по истории польских евреев. Среди наиболее известных: «Евреи Львова (Лемберга) на пороге 17 столетия» (1906); «История евреев Кракова» (1931 - 1936); «Еврейство Люблина» (1919). После оккупации Польши перемещен в Варшавское гетто, где умер в декабре 1942 г.

76.Шипер Игнаци (Ицхак) (1884 - 1943), еврейский историк, юрист, один из политических лидеров польского еврейства в 20 - 30-х годах ХХ столетия. Образование получил в университетах Кракова и Вены. Активный участник сионистского движения. С 1904 г. в партии Поалейцион. В 1919 - 1927 гг. депутат польского сейма. В 1928 г. читал лекции по еврейской экономике в Институте еврейских исследований (Варшава). После оккупации Польши находился в Варшавском гетто. В 1943 году перемещен в Майданек, где в том же году умер.

Научные интересы И. Шипера были связаны с историей евреев Польши, их экономикой и культурой.

Среди наиболее известных работ: «Зарождение капитализма в раннем средневековье у западно-европейских евреев» (1907); исследование хозяйственных отношений в средневековой Польше (1911); «История еврейской торговли в польских землях» (1937) и др.

77.Фридман Ф., указ. соч., с.111.

78.Розенберг А. Миф ХХ века. Харьков, 2005, - с.3.

79.Шульмейстер Ю.А. Гитлеризм в истории евреев. Киев: Издательство политической литературы Украины, 1990, - с.112.

80. «СС в действии» // Документы о преступлениях СС. Москва, 1968, - с.209.

 

 

Список литературы:

  1. Абданк-Косовский В.К. Караимы // Парижский вестник от 13.11.1943 г, С. 3-7.
  2. Баранов И.А. Самоназвание и термины национального именования крымских караимов- тюрков.(крымских караев) // Крымские караимы. Историческая территория. Этнокультура. Симферополь.:  Доля, 2005,- С. 128-129 (224 с).
  3. Ельяшевич Б.С. Караимский биографический словарь (от конца VIII до 1960 г.). Материалы к серии «Народы и культуры». Выпуск XIV Караимы. Книга 2. М.: РАН Институт этнологии и антропологии им. Миклухо- Маклая, 1993. – 238 с.
  4. Ефимов А. Некоторые аспекты германской оккупационной политики в отношении крымских татар // М.: Профи, 1999. №№ 6-7, с 16-20.
  5. Єшвович Я. Галицька караїмська громада в XX ст. // Караїми Галича: Історія та культура. Матеріали міжнародної конференції. Галич, 6-9 вересня 2002. Львів-Галич.: Сполом. 2002. С. 5-9.
  6. Залесский К.А. Кто был кто во Второй мировой войне. Союзники Германии. М.: Астрель- АСТ, 2003,- 492 с.
  7. Залесский К.А.  Вожди и военачальники третьего рейха. Биографический энциклопедический словарь. М.: Вече, 2000,-573 с.
  8. Зіньковський П. Участь галицьких караїмів у визвольних змаганнях 40- х років XX ст // Караїми Галича: історія та культура. Матеріали міжнародної конференції. Галич, 6-9 вересня 2002. Львів-Галич.: Сполом. 2002,-С. 140-141.
  9. Караимская народная энциклопедия. Т. 2. Вера и религия. Париж. 1996, 171 с.
  10. Караимская народная энциклопедия. С-Пб. 2006. Т. 5. 448 с.
  11. Кизилов М., Михайлова Д. Хазары и хазарский каганат в европейских националистических идеологиях и политически ориентированной научно-исследовательской литературе. // Хазарский альманах. Т. 3. Киев-Харьков.: Из-во Международного Соломонова университета., 2004. С. 34-68.
  12. Книга Памяти Республики Крым. Т.5. Симферополь.: Таврида.1995, 572 с.
  13. Коджак М.Б. Караимы. Исторический очерк о караимах крымских  и польских (рукопись). Сан-Паулу. 1979.58 с. Архив ОО РНКА  крымских караимов Республики Крым.
  14. Кропотов В.С. Военные традиции крымских караимов.Симферополь.: Доля, 2004, 148 с.
  15. Кузнецов А.В.Бабий яр. // Юность, 1966. №8. С.7-45.; №9. С.15-48.; №10. С. 23-65.
  16. Милославский Ю. От шума всадниеов и стрелков. // Дружба народов, 1991. № 12. С. 170-173.
  17.  Нюрнбергский процесс. Сборник материалов в 8- ми томах. М.: Юридическая литература. 1987. Т. 3. 656 с.
  18. Ормели В. Из более чем сотни людей вернулись единицы. Къырым Карайлар. № 3 от 14.05.2005 г.
  19. Пилецкий Ш. Традиционные караимские праздники в тракае в годы Второй мировой войны. // Крымские караимы. Историческая территория.Этнокеультура. Симферополь.: Доля, 2005. С. 51-55.
  20.  Полканов А.И. Крымские караимы (караи) коренной малочисленный народ Крыма. Париж, 1995, 246 с.
  21. Полканова А., Полканов Д. Славяне караимской веры // Крымские караимы. Историческая территория.Этнокеультура. Симферополь.: Доля, 2005. С. 56-65.
  22.  Розенберг А. Миф ХХ века. Харьков, 2005, 512 с.
  23. Романько О. Крымскотатарские доброволоческие формирования в германских вооруженных силах (194 -1945) // Историческое наследие Крыма №№ 6-7, 2004. С. 144-155.
  24. Самойлович А.Н. К вопросу о классификации турецких языков // Бюллетень орг.комиссии по созыву I-го Всесоюзного тюркологического съезда. Баку, 1926. № 2 С. 3-6.
  25. Самойлович А.Н. Некоторые дополнения к классификации турецких языков // Петроград. Институт живых восточных языков. – Пг – 1922, 14 с. Рец.: Menzel. T. // Der Islam. – Berlin, 1927. Т.16, № 1-2. С 30-33.
  26. Сарач М.С. Российская эмиграция и крымские караимы. Происхождение, этнокультура, история. Симферополь.: Доля, 2005. С.87-99. (224 с.)
  27. Стариков С. О крымских караимах. // Православная жизнь. Ежемесячное приложение к журналу «Православная Русь» № 5, 1966. С. 6-10. Holi Trinity Russian Orthodox Monastery Jordanville. New York. 13361. U.S.A. Самойлович А.Н.
  28. СС в действии // Документы о преступниках СС. М.: Прогресс. 1968, 624 с.
  29. Тюркские народы Крыма: караимы, крымские татары, крымчаки // Отв. Ред. С.Я. Козлов, Л.В. Чижова. М.: Наука, 2003, 459 с.
  30. Фуки А. Караимы – сыновья и дочери России. М.: Интерпринт, 1995, 152 с.
  31. Хаджи Серайя хан Шапшал – выдающийся сын караимского народа. (сборник). Симферополь.: Доля, 2010, 176 с.
  32. Черникова Т.Г. Не могу ни забыть, ни простить…// Материалы к серии «Народы и культуры». Выпуск XIV Караимы. Книга 1. М.: РАН Институт этнологии им. Н.Н. Миклухо- Маклая. 1992. С.92-108.
  33. Шапшал С.М. Караимы СССР в отношении этническом. Симферополь.: 2004. (80 с.)
  34. Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй мировой и Вели ...
  35. Решение Национального съезда крымских караимов-тюрков 2016 г.
  36. На 90м году жизни, ушел из жизни Ефетов Владимир Михайлович
  37. Каталог "Крымские караимы"
  38. «Я ГОТОВ СЛУЖИТЬ НАЦИИ И РЕЛИГИИ…»
  39. Презентация в библиотеке им. А.С.Пушкина
  40. Крымские караимы в Великой Отечественной войне. К 70-летию Победы.
  41. Караимская кенаса на марках Почта Украины (Архитектор Городецкий)
  42. Константин Ефетов. «Жизнь летучих мышей». Стихотворения.
  43. Прекрасный юбилей!

 

 

Добавление комментария
 

 

Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код



 
 

 

 

Translate site to:
   
 

 

 
Что бы Вы хотели здесь увидеть?

Больше фото Караимов!
Больше исторических фактов
Больше про религию
Больше про язык караимов


 
 

 

 
«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

 
 

 

 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru