Материалы о караимских и татарских памятниках Евпатории в 1920-е гг. в московских архивохранилищах
Московские архивы, музеи и библиотеки таят в своих фондах множество разнообразных материалов по истории и культуре Крыма. Многие из них относятся к дореволюционному периоду – ведь Таврическая губерния с ее памятниками была в центре внимания историков, музейных работников, краеведов. Особенно усилился интерес центральных научных учреждений к Крыму и его культурному наследию в послереволюционные годы. Внимание советского государства к развитию национальных культур сказалось и в многонациональном Крыму. Изучались и реставрировались памятники крымских татар, караимов, греков, армян, специалисты из Москвы и Ленинграда направлялись в Крым, где фиксировали, собирали и изучали памятники духовной и материальной культуры. Практически в каждом крупном центральном учреждении в той или иной мере занимались крымской тематикой.
В конце 2008 г. Бахчисарайский винзавод возобновил выпуск вина «Бахчисарайский фонтан».
Это вино впервые было произведено 40 лет назад. Одна из его создателей Эстер Моисеевна Аги более 35 лет проработала на заводе начальником цеха, инженером – технологом, главным инженером.
Выдающийся инженер и крупнейший специалист европейского уровня в области коммунального хозяйства, доктор технических наук, профессор.
Родился в Симферополе. Крымский караим по национальности. Фамилияотражает название древнего тюркского рода. Закончил начальную караимскую школу и 4 класса гимназии, затем коммерческое училище в Одессе (1892). Учился в Льеже (Бельгия) в электротехническом институте. Закончил с отличием и званием инженера-технолога Петербургский технологический институт (1899).
Родилась в Феодосии. Происходит из древнего княжеского рода караев Коген-Узунов. Мама – урожденная Савускан. Предки имели виноградники, каменоломни (Ак-Меонай), известковый завод, табачную фабрику. Отец – крупный специалист – кожевенник.
Росла и воспитывалась в национальной среде. Много времени проводила в Караимской слободке у бабушек, которые общались только на родном языке и плохо знали русский язык. Посещала с родителями кенаса, Караимский клуб.
Анатолий Дмитриевич Фролов на «Днях караев в Польше» (Карай кюньляры, 2003) сказал: « у всех нас есть большая мечта: составить банк данных по возможности, обо всех родах караимов как исторический памятник исчезающему народу. И я призываю всех, у кого есть силы и возможности, делать эту работу». – Автор этих строк был достойным представителем родов Абкович и Лопатто.
Анатолий Дмитриевич родился в Харбине. В 1935 г. семья переехала в СССР. В 1937 г. родителей репрессировали, отца расстреляли. Анатолия определили в детдом. Позже родная тетя смогла вызволить и усыновить племянника. Родителей реабилитировали в 1960-х годах, и их сын был признан «жертвой необоснованных политических репрессий».
Родилась в Ленинграде. Её отец из рода Кумыш, а мама – урожденная Мичри. Ребенком восьми лет Аджикея оказалась с родителями в осажденном Ленинграде где провела все 900 блокадных дней. После школы (1951) закончила с отличием в Ленинграде Институт пищевой и холодильной промышленности (1956). В том же году вышла замуж за Сапака Анатолия Иосифовича. Вместе с ним выростила сына Михаила.
Александр Микей (14.10.1901, Москва – 14.09.1961, Днепропетровск)
Инженер-геолог, доктор наук, профессор. Автор двух книг и около 30 статей, первооткрыватель минерала эльбрусит. Блестящий лектор преподавал в вузахДнепропетровска. Геологические исследования вел на Кавказе и на юге Украины. В 1937 г. был репрессирован и сослан на 10 лет на Колыму. В 1956 г. был полностью реабилитирован. О А.Микее писали Ю.Бараш в очерке о вкладе караевДнепропетровска в науку и Д.Макаренко в книге «Голгофа українських геологів» (Киев, 2007).
композиторы, певцы, музыканты, деятели театра и кино
Необходимо отметить широту и глубокий смысл тематики народной музыки. В ней, как в зеркале, отражен многогранный образ народа. Основополагающий началом народного фольклора караев является широкое использование восточных ладов, характерных для тюркских народов. Сохранилось немало исконно крымскокараимскихпесен и танцев. Несмотря на ряд отличий, включая тематику, по своему построению они близки к музыкальному народному творчеству крымских татар и крымчаков, что подтверждает и исследователь крымской народной музыки композитор Ферзи Алиев (2001). Национальной музыки караев посвящается статья Т.А. Чореф в караимской народной энциклопедии (2006, т.5).
Не давая музыкально-тематического построения мелодии, ритма, гармонии, остановимся на различных жанрах песенного фольклора.
Танатар Севастьян Моисеевич (1849-1917) был выдающийся химик. После окончания Новороссийского университета остался работать в нем. Автор многих научных открытий в области органической химии. Через 24 года после окончания университета стал доктором наук, а затем профессором. В БСЭ т. 41, издание 2, 1956 года о нем написано: «В 1895 г. Танатар осуществил превращение триметилена в пропилен под действием высокой температуры, в 1908 г. нашел, что это превращение может быть вызвано химической индукцией. Разработал новые способы приготовления азотисто водородной кислоты; электролизом получил соли надборной и надугольной кислот (1898-1899).
Караи принимали деятельное участие в организации музейного дела в Крыму. Имена некоторых из них заслуженно упоминают в газетных и журнальных публикациях, научных работах и пр. И.Казас, С.Крым, С.Панпулов были среди первых членов Таврической Ученой Архивной комиссии; С.Шапшал создал этнографический музей в Тракае; Б.Ельяшевич приложил немало сил для сохранения библиотеки «Карай битиклиги»; С.Кушуль основала Музей истории и этнографии крымских караимов в Евпатории… Особенно активно работали крымские караимы в конце XIX – XX вв. Благодаря стремлению народа сберечь свою культуру, появились экспонаты в музеях Феодосии, Симферополя, Бахчисарая, Одессы, Санкт-Петербурга и пр.
К таким энтузиастам относится и Ефет Чифаньевич Майтоп..