Тюркские корни скифов
Киммерийцы – скифы - сармато-аланы – гунны – хазары. Все эти народы связаны преемственностью антропологических черт, этнокультуры, языка и обладают особенностями, характерными для представителей тюркского мира. В советское время тюркские параллели замалчивались, и преобладала официальная точка зрения об ираноязычности скифов и сармато-алан. В наше время появляется все больше данных о тюркских корнях этих народов. В отношении скифов давно известно, что они доили кобылиц и ели конину, что свойственно только тюркам. Интересны и языковые соответствия. Для примера дадим некоторые из них (известны по публикациям К.Лайпанова, И.Мизиева и др.авторов (1993, 1998 и т.д.).
ПАПАЙ – бог скифов; созвучно тюркскому БАБАЙ – отец, предок, старший;
АПИ – божество, супруга ПАПАЯ; в тюркском – мать, женщина;
АТЕЙ – имя скифского царя; на тюркском АТА – отец;
ЭЙР – мужчина, муж; то же в тюркском;
ЖЮН – шерсть; созвучно тюркскому того же значения;
ТАРГИТАЙ – бог неба; в том же значении у тюрок – ТЭНГРИ, ТИНГИР ТАЙ, ТИМГИРТАЙ, ТЕЙРИ и др.
Приведенные параллели достаточно убедительны. Назрела необходимость сравнительного анализа всех известных скифских слов с созвучными словами из тюркских и других языков для получения статистически представительных данных.
Т.Богославская
(Бизым йол. «Къырым» ве «Къырымкъарайлар». Наш путь. «Крым» и «Крымские караимы». – Симферополь: Доля, 2008)